Андрей Кислов
16:00 23/08/2019

Пока вице-спикер и комитеты: Реформой Рады у Зеленского займутся позже

Согласованная с Европарламентом реформа Верховной Рады не задалась: число парламентских комитетов не стали приводить в соответствие с количеством министерств. Впрочем, сократить их могут позже. Евросоюз уже выделил 3,4 млн долларов на проведение реформы парламента в течение 2019-2021 гг.

Неожиданные кандидатуры

На должность заместителя председателя Верховной Рады было подано несколько кандидатур. Об этом заявил лидер президентской партии «Слуга народа» Дмитрий Разумков.  Он отметил, что эти предложения еще будут дополнительно обсуждаться, и рабочие подгруппы новоизбранных депутатов будут работать в течение выходных. 

«Все готовы работать на выходных так же», — сказал он.

Напомним, сам Разумков претендует на должность спикера Рады. Первым вице спикером станет второй номер «Слуги народа» Руслан Стефанчук. Вакантной остается только должность еще одного вице-спикера. Ее по традиции предложили оппозиции, и ранее о намерении выдвинуть кандидата заявляла только «Оппозиционная платформа — За жизнь». Но к заседанию подготовительной депутатской группы 23 августа желающих прибавилось.

Так, 22 августа, избранный нардеп Андрей Кожемякин сообщил, выдвинула своего представителя на пост заместителя председателя Верховной Рады выдвинула «Батькивщина». Имени кандидата он не назвал.

В тот же день представитель «Европейской солидарности» Ирина Геращенко у себя на странице в Facebook написала, что фракция «ЕС» будет претендовать и на должность вице-спикера Верховной Рады.

По данным СМИ, основными кандидатами на пост вице-спикера от «Оппозиционной платформы — За жизнь» являются Вадим Рабинович и Нестор Шуфрич.  От «Батькивщины» называют имя нардепа трех последних созывов Елены Кондратюк. «Европейская солидарность», якобы рассматривают на эту должность вице-премьер-министра в правительстве Владимира Гройсмана Иванну Климпуш-Цинцадзе и депутата VIII созыва Артура Герасимова. Кроме того, издание «Цензор» сообщает, что от нефракционных нардепов предлагают депутата Ирину Констанкевич.

Первое заседание Верховной Рады IX-го созыва состоится 29 августа. На нем и будет избрано руководство парламента.

Пока новоизбранные народные депутаты утвердили названия и сферы деятельности комитетов Верховной Рады.  Как известно, в новом парламенте будет 23 комитета — на пять меньше, чем в предыдущем (было 27 плюс комиссия по приватизации). Но в «Слуге народа» допускают дальнейшее их сокращение в случае неэффективности.

В частности, изменили название комитета по правам человека.  

«У нас было название: «Комитет по правам человека, деоккупации и реинтеграции временно оккупированных территорий в Донецкой и Луганской областях и АРК Крым, нацменьшинств и межнациональных отношений. Мы на первой подгруппе определили, что надо эту формулировку дополнить «город Севастополь»… Предлагаю в целом проголосовать названия всех комитетов с учетом этого изменения», — заявил Разумков

Как сообщалось, политическая партия «Слуга народа» хочет возглавить 21 комитет в будущей Верховной Раде.

Любопытно, что сократить число комитетов пытались еще в 1998 году. К этому призывал Президент Леонид Кучма. Тогда речь шла о сокращении их количества с 22 до 15, которое должно было вступить в силу с 2002 года после очередных парламентских выборов. Идею объясняли экономией средств и тем, что несколько парламентских комитетов «дублируют друг друга и имеют отраслевую направленность». Тогда инициатива ни к чему не привела.

Обошлись без формулы д’Ондта

В июле этого года Европейский Союз в рамках проекта Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) выделил 3,4 млн долларов на проведение реформы парламента в течение 2019-2021 годов.

Проект ЕС и ПРООН по реформированию Верховной Рады рассчитан на 2 года. Речь идет о том, чтобы усилить реализацию и имплементацию некоей коммуникационной стратегии, которая была запущена в 2018 году.

Следует напомнить, что в апреле 2018 года Верховная Рада приняла в первом чтении законопроекты, которые предусматривают реформу парламента. Она планировалась с IX созыва, но проекты не прошли второе чтение.

Задумка заключалась в том, чтобы сократить количество комитетов, приведя их в соответствие с числом министерств. Спикер ВР Андрей Парубий, выступивший автором законопроектов, заявлял, что у комитетов, если их сократить до числа министерств, усилятся контрольные функции. А министерств в Украине имеется 19.

Парубий подчеркивал, что реформа проводится в сотрудничестве с Еврпопарламентом. 

«Это еще один шаг к реализации нашего общего соглашения с Европарламентом. Напомню, что Европарламент ни с кем так тесно не сотрудничал, как с украинским парламентом по реформе», — говорил он.

Действительно, реформа обсуждалась на встрече с представителями Европарламента. Участвовали председатель Комитета по иностранным делам ЕП Эльмар Брок и руководитель миссии ЕП по реформированию Верховной Рады Украины Пэт Кокс и др.

Однако в Европарламенте действует 21 комитет, (один из них, комитет по занятости – временный). Но в исполнительном органе Евросоюза – Европейской комиссии имеется 28 комиссаров (один из них председатель). Таким образом ситуация там полностью противоположна украинской. В Украине 27 парламентских комитетов приходится на 19 министерств, а в ЕС 20 комитетов Европаламента приходится на 27 еврокомиссаров.

Кроме того, социально-экономическую политика реализуется в Украине не только через министерства. В сфере ответственности Кабмина имеется 21 государственная служба (фискальная, чрезвычайных ситуаций и др.).

Например, парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной политики курирует сферу деятельности фискальной службы, которая не является министерством. Кроме того, действуют 14 государственных агентств (космическое, водных ресурсов, автодорог, предотвращения коррупции и т.д.).  Существуют четыре государственные инспекции (экологическая, энергонадзора и др.), и семь  центральных органов власти со специальным статусом (Фонд госимущества, Антимонопольный комитет,  НАБУ, Госбюро расследований и пр.).

В апреле прошлого года нардепы в первом чтении согласились ввести методику распределения должностей в Раде по принципу д’Ондта, названный по имени бельгийского математика Виктора д’Ондта (1841–1901).  Этот принцип используется в Европарламенте.

Вкратце он сводится к тому, что очередную должность получает депутатская фракция или группа, имеющая наибольшую квоту. После каждой полученной должности квота депутатской фракции или группы пересчитывается с учетом нового количества полученных должностей.

Но второго чтения законопроект не прошел и о формуле больше не вспоминают. Действующий регламент ВР прямо говорит, что должностей председателей комитетов, первых заместителей, заместителей председателей, секретарей распределяются пропорционально численности фракций. Распределение не должно зависеть от того, входит фракция в правящую коалицию или оппозицию.

Поскольку правами коалиции пользуется фракция «Слуга народа», остальные фракции считаются оппозицией. По традиции контролирующие комитеты (регламентный, комитет по вопросам свободы слова и т.п.) положены оппозиции. Но так было лишь до 2014 года. В парламенте, VIII созыва, все комитеты отошли к коалиции, а оппозиции не выделили ни одного комитета. Сейчас бывшие участники той коалиции сами оказались в оппозиции.

 

Читайте также по теме