Димитрий Бабич
19:03 21/02/2014

Показательный процесс: Когда санкции решают судьбу государства

Введение накануне Советом МИД Евросоюза визовых и финансовых ограничений в отношении целого ряда украинских чиновников не стало определенного рода сенсацией. Этого вполне логичного шага ожидали как в Киеве, так и самом Брюсселе. По мнению руководства ЕС, соответствующие запреты являются «реакцией цивилизованного мира на ущемление демократии» в нашей стране и призваны заставить власти Украины «одуматься и взвесить свое поведение». В некотором смысле запреты подействовали – глава Украинского государства Виктор Янукович объявил о проведении досрочных парламентских выборов и возвращении к Конституции страны 2004-го года. Впрочем, как утверждают эксперты, подобного мало, и Запад непременно будет требовать большего. Об этом свидетельствует мировой опыт.
В новейшей истории есть несколько поистине ярчайших примеров, когда международные (а, вернее, западные) санкции не только решали судьбу отдельно взятого государства, но и ломали судьбы миллионов простых людей.
Первой, если так можно выразиться, ласточкой дипломатического давления на независимую структуру стали ограничения для православной части федеративного государства Босния и Герцеговина – Республики Сербской. В 1995-м году, когда РС в ходе кровопролитной гражданской войны захватила 51% территории БиГ, страны Маастрихтского договора (предшественник ЕС) объявили эмбарго на поставку в регион не только оружия, но и продовольствия и медикаментов. Все, даже благотворительные, счета боснийских сербов были заблокированы, банки, обслуживавшие клиентов из РС, лишались лицензии, а транспортные компании, доставлявшие в регион продовольствие, расформировывались. В итоге президент РС Радован Караджич был вынужден сложить полномочия и подписать в Дейтоне (США) мирное соглашение и сдаться Гаагскому трибуналу.
В 1999-м уже окрепший Европейский Союз выдвинул Союзной Республике Югославия (в нее входили Сербия и Черногория, — авт.) требование немедленного признания независимости Автономного края Косово. Обвинив тогдашнего президента СРЮ Слободана Милошевича в геноциде косовских албанцев, ЕС ввел против Белграда «активные санкции». Под этим словосочетанием подразумевался запрет на выезд югославских чиновников в Объединенную Европу, блокирование их счетов за рубежом и разрыв связей на уровне совместных предприятий. Когда эти санкции не подействовали, авиация НАТО начала бомбардировку Белграда, Ниша и других крупных городов Югославии. Погибли более 1200 ни в чем не повинных людей.
Затем настала очередь Беларуси. Против тамошнего президента Александра Лукашенко и его ближайшего окружения визовые санкции были введены еще в 2000-м году. В Брюсселе отметили, что команда Александра Григорьевича «методично нарушает права человека, не желает отменять смертную казнь и преследует оппозицию». Замораживание зарубежных счетов белорусского лидера не принесло желаемого эффекта, и ЕС с подачи США объявил бойкот импортным товарам из Беларуси. Это нанесло существенный удар по экономике Минска, однако, не подорвало ее изнутри – тот же официальный Минск нашел себе партнеров в лице России и Ливии.
А вот с Ливией произошло нечто вообще невообразимое. Европейские и американские санкции в отношении этого североафриканского государства активно действовали с 1988 года, когда над шотландским городом Локерби террористы ливийского происхождения взорвали пассажирский самолет. Обвинив в организации теракта лидера Ливии Муаммара Каддафи и его спецслужбы, Брюссель и Вашингтон полностью заморозили счета Триполи в иностранных банках, запретили ливийским чиновникам пересекать границы Европы и США, бойкотировали товары ливийского производства и аннулировали все биржевые сделки этой страны. Ливия выжила за счет арабских партнеров и экспорт нефти в «третьи страны». Усугубление санкций в рамках «арабской весны», начавшейся в 2011-м году, привело к свержению и зверскому убийству полковника Каддафи и распаду Ливийской Джамахирии.
Классическим примером противостояния всем известным западным санкциям являются Сирия и Иран. С конца 70-х годов прошлого века эти две страны упорно противостоят всем западным эмбарго и запретам. Нет смысла говорить, что ни один высокопоставленный чиновник из Тегерана или Дамаска не имеет права присутствовать на организованных Брюсселем и Вашингтоном мероприятиях (кроме заседаний Совета Безопасности ООН и ООН в целом). Все зарубежные счета и торговые контракты аннулированы, а для целого ряда граждан этих стран существует ограничение на передвижение по ЕС и США. Несмотря на это, Иран заявляет о «неуклонном росте» своей экономики, в Сирия даже в условиях гражданской войны не желает соглашаться на условия снятия пресловутых запретов.
«Сейчас трудно сказать, как поведут себя высокопоставленные украинские чиновники, которых санкции Европы и Америки коснутся самым непосредственным образом, — сказал в комментарии ГолосUA наблюдатель при Европарламенте Вольфганг Грасс. – Но это уже можно назвать показательным процессом: то ли под давлением извне, то ли из желания сохранить мир и спокойствие в государстве, украинская власть выразила готовность пойти на компромисс с местной оппозицией и протестующими Евромайдана. Хочется верить, что эта готовность – искренняя».

Читайте также по теме