Минувшую неделю для Евросоюза можно без преувеличения назвать трагической. Вечером 17 августа в испанской Каталонии террористы-смертники совершили сразу две массированные атаки против местных жителей и туристов. Погибли, по различным данным, от 13 до 15 человек, еще около ста получили ранения. А в одном из самых спокойных финских городов – Турку, вооруженный ножом экстремист убил двоих и ранил восьмерых горожан. Во всех случаях ответственность за произошедшее взяла на себя группировка «Исламское государство Ирака и Леванты». Впрочем, независимые эксперты утверждают, что ИГИЛ «приписывает» себе чужие акции.
Вполне возможно. Слишком уж не похожи почерки исполнителей терактов в двух, находящихся на расстоянии тысяч километров, стран, на традиционную тактику «солдат» «Исламского государства». В случае в Барселоне преступник, управляя автобусом, врезался в толпу прохожих, в финском случае — нападавший просто напросился на посетителей уличного кафе. Инциденты объединяет лишь одно обстоятельство, которое международным правоохранителям нельзя игнорировать, и которое не проигнорировало ИГИЛ. В так называемом «специальном заявлении», традиционно распространяемом по радио, руководство террористической группировки заявило, что таким образом «отомстило» за гибель своего лидера Абу Аля аль-Афри и тяжелое ранение его преемника Абу Бакра аль-Багдади.
Здесь стоит в очередной раз поставить под сомнение слова исламистов. Все дело в том, что аль-Афри был убит в Сирии в результате акции правительственных войск САР в марте 2016 года. Аль-Багдади предположительно был ранен в Ракке после атаки американских военно-воздушных сил. Никакого отношения к этому представители Европы не имеют. «Налицо – подмена понятий, — сказал в комментарии корреспонденту ГолосUA европейский эксперт Кнут Берг. – «Исламское государство», переживающее кризис в результате потери основных позиций в Сирии и Ираке, сегодня пытается, образно выражаясь, спасти свою репутацию главной террористической структуры мира. Но у них это плохо получается».
Действительно – плохо. Как отметил в комментарии корреспонденту ГолосUA американский политический обозреватель Джереми Питтерс, нельзя исключать вероятности того, что пресловутые исламисты перешли на новый уровень своей «принципиальной борьбы с Западом». «Можно предположить, что джихадисты, включая ИГИЛ и «Талибан», стали использовать для своей «борьбы» разрозненные ячейки, куда входят два-три человека, — сказал он. – Таких «солдат» не задерживала полиция, они не привлекают к себе внимания правоохранительных органов. Итогом их деятельности становятся единичные атаки, сопровождающиеся массовыми жертвами». В то же время Питтерс подчеркнул, что на данный момент нет смысла утверждать о «руководящей роли «Исламского государства» в терактах в Испании и Финляндии». «С таким же успехом можно говорить, что эти теракты совершили простые религиозные фанатики и мракобесы, — сказал аналитик. – Но это не устраивает ИГИЛ».
Подобное мнение разделяет европейский эксперт в сфере международного права Клаус Хофф. «То, что произошло на минувшей неделе в Европе, отнюдь не стоит называть «выходками фанатиков», — подчеркивает он. – Цивилизованное сообщество столкнулось с «тотальным хаосом», когда каждый наслушавшийся ереси человек отождествляет себя с вершителем судеб других людей. Это не обязательно исламисты: в середине двадцатого века Европа также сталкивалась с проблемой терроризма. Тогда проблема была решена, но будет ли она решена сегодня?».
Данный вопрос на неопределенное время явно останется риторическим. Сейчас представители спецслужб целого ряда государств ЕС пытаются узнать, кто же на самом деле руководил террористами, превратившими Испанию и Финляндию в «поле хаоса». Роль ИГИЛ или талибов в этих трагедиях еще придется доказывать.