Благодаря транспортному коллапсу, спровоцированному небывалыми снегопадами, и киевляне смогли вздохнуть, что называется, полной грудью. Но подобное счастье длилось недолго да и природные явления такого масштаба в наших краях случаются крайне редко. Дороги очистились от снега, что дает «зеленый свет» все большему количеству автомобилистов. По статистике, больше всего автомобилей появляется на дорогах в мае-июне, соответственно, в ближайшие два месяца жителям столицы и вовсе будет «не продохнуть». Столичные власти отмечают некоторое улучшение состояния воздуха в Киеве благодаря строительству новых развязок. Однако в целом атмосфера в городе только ухудшается, и уже несколько лет подряд Киев называют самой грязной столицей Европы.
Главный загрязнитель в мегаполисе – это автотранспорт. Как отметил директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко, на выхлопы автомобилей приходится около 85% загрязнений воздуха. Таким образом, самые грязные районы находятся в местах скопления транспорта. Среди них эколог выделил худшие из худших: Ленинградская и Львовская площади, ул. Льва Толстова, Московская площадь, бульвар Дружбы Народов и Леси Украинки, проспект Победы.
Причем, по мнению эксперта, строительство новых развязок действительно способствует улучшению качества воздуха, поскольку машины реже стоят на светофорах, еще реже — в пробках и, соответственно, меньше дымят. Но в целом город чище не становится. «Я думаю, с каждым годом воздух в Киеве все грязнее, поскольку, с одной стороны, увеличивается количество машин, а с другой – уменьшаются площади зеленых насаждений», — отмечает господин Борейко.
Так, согласно информации председателя Постоянной комиссии по вопросам экологической политики Киевсовета Дениса Москаля, выбросы вредных веществ в воздух столицы ежегодно увеличиваются на 6%, а углекислого газа (СО2) – на 7%. Кроме того, если раньше на одного киевлянина приходилось 25 квадратных метров зелени, то сейчас всего 16. При этом, по статистике, каждая тысяча киевлян имеет 343 автомобиля, плюс транзитный транспорт – ведь как таковой окружной дороги в Киеве до сих пор нет.
Конечно, ограничивать потоки машин в центре города, как это принято в европейских столицах, постоянно обещают и киевские градоначальники. Платный въезд в центр, ограничение передвижения крупногабаритного транспорта, создание рабочих мест на Левом берегу, строительство велосипедных дорожек – все эти планы так и остаются на бумаге. Проблема существенно усугубляется и тем, что в Киеве выбросы выхлопных газов в лучшем случае соответствуют стандартам Евро-2, тогда как в развитых странах, помимо всего прочего, уже давно применяют Евро-5.
«Ситуация у нас очень незавидная, потому что уже много лет подряд введение улучшенных стандартов качества топлива постоянно откладывается. Так, впервые планировалось перейти на стандарт Евро-4 еще в 2007 году, однако и в 2013 году мы до сих пор ездим на Евро-2, а Евро-4 и Евро-5 будут введены не раньше 2016 года», — пояснил ситуацию директор ООО «Консалтинговая группа А-95» Сергей Куюн. При этом эксперт привел пример различий между стандартами: так, дизельное топливо Евро-2 допускает содержание серы в 200 раз больше, чем в текущем стандарте Евро-5. «Это яд и для машины, и для людей», — отметил аналитик.
Что же до показателей здоровья, то при самом доступном в стране медицинском обслуживании киевляне болеют отнюдь не реже жителей других регионов. Причем страдают у обитателей мегаполиса, прежде всего, органы дыхания. По словам главврача Киевского городского центра здоровья Отто Стойки, один из основных факторов заболевания – вредные вещества, содержащиеся в воздухе. «Дыхательные пути, конечно, связаны и с курением, и с другими факторами, и в том числе связаны (частые заболевания – ред.) и с выхлопными газами», — отметил медик.
Но поскольку в последнее время правительство, невзирая на мощное табачное лобби, активно взялось за борьбу с табачным дымом, возможно, со временем, дойдет очередь и до дыма выхлопного. Ведь мало кому нравится сидеть в накуренном помещении, а уж жить в задымленном городе – и подавно.