Полгода действия нового УПК: позитивные и негативные тенденции

В течении полугода действия нового Криминального процессуального кодекса Украины наблюдается тенденция гуманизации сферы криминальной юстиции, но в то же время существуют факторы, которые серьезно тормозят этот процесс.
Об этом заявил эксперт Центра политико-правовых реформ Александр Банчук в ходе презентации мониторингового отчета «Реализация нового УПК Украины в первом полугодии 2013 года», передал корреспондент ГолосUA.
«В реализации кодекса есть как позитивные, так и негативные моменты. Если говорить о том, что изменилось в лучшую сторону, то стоит отметить, что на 40 % (13 250 человек) уменьшилось количество лиц, которые содержаться в СИЗО: с 32 тысяч по состоянию на 1 декабря 2012 года до 18 750 человек на 1 июня 2013 года», — отметил эксперт.
Также он добавил, что, как свидетельствует статистика, продолжается тенденция уменьшения количества криминальных процессуальных задержаний. Их стало меньше на 30 %: с 2800 ежемесячных задержаний в 2012 году до 1950 – в первом полугодии 2013-го.
Эксперт отметил, что на достаточно высоком уровне остается количество примененных альтернативных мер. Так, ежемесячно 45 лиц берут на личное поручительство, к 400 применяют домашний арест, еще к 2250 – личное обязательство (не отлучаться с места жительства, приложить усилия к поиску работы и т.д.).
В то же время в отчете подчеркивается, что опасным выглядит увеличение общего количества ходатайств о применении мер пресечения на 10 % (с 4 тысяч ежемесячных ходатайств в первом квартале 2013-го до 4300 таких обращений во втором квартале). Эта тенденция, по мнению экспертов, свидетельствует о том, что органы обвинения пытаются получить разрешение суда на ограничение определенных прав и свобод человека в максимальном количестве уголовных производств.
Также в отчете значится, что в первом полугодии 2013-го на 30 % уменьшилось количество обысков, на 25 % меньше стало разрешений судов на прослушивание, на 10 % уменьшилось количество разрешений на арест корреспонденции, снятие информации с электронных систем, наблюдение (слежение) за человеком.
Отмечается также, что во втором квартале этого года на 6,5 % (с 34 625 в первом квартале до 32 406 во втором) уменьшилось количество случаев доступа к вещам и документам. Но, как указали эксперты, проблемой остается доступ к указанным объектам следователей налоговой милиции. Так, такой доступ осуществляется в среднем 2,5 раза на одно криминальное производство: 15300 доступов на 6500 производств. Как указано в отчете, такая практика противоречит планам Миндоходов сократить количество проверок на четверть.
Что касается негативных тенденций в системе криминальной юстиции, то среди них директор по научному развитию Центра политико-правовых реформ Николай Хавронюк назвал тот факт, что введение автоматического начала досудебных расследований не оправдало себя.
«Представители органов расследования теперь не желают регистрировать все заявления о преступлениях, они находят для этого все возможные основания. Так, количество зарегистрированных заявлений о преступлениях уменьшилось практически вдвое: в 2012 году было каждый месяц по 300 тысяч, в первом полугодии 2013 году – по 140 тысяч. Причем из этих 140 тысяч приблизительно 100 тысяч производств закрывают, и в Реестре остается в среднем 40 700 производств. Эта цифра мало чем отличается от 38 тысяч уголовных дел, которые были при старом УПК в 2012 году», — сказал Н. Хавронюк.
Он отметил, что такую ситуацию, как правило, объясняют тем, что не хватает сил и средств, в частности, следователей. Но, как отметил эксперт, следователей и прокуроров стало больше, чем было раньше, для чего государство специально выделяло средства. Так, в 2012 году прокуратуре было дополнительно выделено 174 млн. грн. на внедрение нового УПК, в 2013 году прокуратура получила с бюджета на 550 млн. грн. больше, чем в 2012-м. То же касается Министерства внутренних дел, которое, согласно данным отчета, получило в 2013 году на 1,5 млрд. грн. больше, чем в 2012-м. Также, как добавил эксперт, было принято решение об увеличении количества работников аппарата судей.
«Дело не в том, что некому расследовать и рассматривать эти дела, наверное, дело в правильной организации этого процесса», — отметил он.
Как подчеркнул Н. Хавронюк, среди негативных тенденций можно также назвать то, что остается высокий уровень удовлетворения ходатайств стороны обвинения о применении мер пресечения, а также проведении негласных следственных действий.
«Если прокурор вносит ходатайство в суд о применении той или иной меры, то суды в девяти из десяти случаев удовлетворяют такое ходатайство. Что касается стороны защиты, то у адвокатов, наверное, нет возможности подсчитывать отказы, но в разговорах они отмечают, что им суды, как правило, отказывают. Это свидетельство отсутствия равенства сторон», — отметил эксперт.
Еще одной серьезной проблемой он назвал то, что сторона обвинения часто ограничивает права защиты. В частности, как отмечается в отчете, не соблюдаются сроки сообщения в центры правовой помощи о задержании человека; задержанных заставляют отказываться от вызванного защитника; с задержанным проводят процессуальные действия до момента прибытия защитника; человеку не сообщают о подозрении при наличии для этого достаточных оснований и т.д.
«Вспомним о событиях в с. Врадиевка. Больше 10 человек признались в убийстве, которое было совершено в 2011 году. Они признались в преступлении, за которое им грозило пожизненное заключение. А теперь представьте себе допросы без адвокатов, когда люди массово признаются в кражах и т.д. Если они признаются в убийстве, то насколько легче их заставить, чтобы они признались в более мелких преступлениях», — подчеркнул эксперт.
Среди факторов, которые тормозят процесс изменений в сфере криминальной юстиции, эксперты называют нормотворчество парламента и других органов власти. На выполнение нового УПК они принимают нормативные акты и вносят изменения в действующие — с ошибками и без учета новой идеологии Кодекса.
Так, в отчете значится, что в 21 принятом нормативном акте обнаружены явные противоречия с нормами нового УПК и Конституции Украины. Это касается также информационных писем Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел.
Примером одной их таких неточностей может стать вопрос, касающейся возможности подачи анонимных заявлений. Так, в «Инструкции о порядке работы с заявлениями и сообщениями, которые поступают по телефонам доверия Службы безопасности Украины» № 99 от 18 марта 2013 года предусмотрена возможность подачи анонимного заявления об уголовном правонарушении по телефону доверия без дальнейшего подтверждения личности заявителя. Это нарушает требования ст. 214 УПК, согласно которой перед внесением информации в Единый реестр досудебных расследований необходимо установить фамилию, имя и отчество заявителя.
В отчете подчеркивается, что подобные несоответствия и названные негативные тенденции способствуют нарушению прав человека.

Читайте также по теме