Заявление украинского премьера Арсения Яценюка о том, что наша страна обязана взять курс на вступление в Североатлантический Альянс и, таким образом, избавиться от внеблокового статуса, вызвало в мире, мягко выражаясь, неоднозначную реакцию. Комментируя одобрение Кабмином соответствующего законопроекта, Арсений Петрович подчеркнул, что отныне официальный Киев «никогда не будет состоять в «советских» союзах» и единственная военная организация, которая может отстоять территориальную целостность Украины — это НАТО, куда мы вступим в ближайшее время. По мнению целого ряда аналитиков, эта уверенность не имеет ничего общего со здравым смыслом.
Прежде всего, стоит отметить, что с юридической точки зрения, понятие «внеблоковый статус» касается не только военной сферы. Правовед по образованию, Яценюк этого не знать попросту не мог. Как бывший дипломат (в 2007-м Арсений Петрович возглавлял украинский МИД), он должен был абстрагироваться от личных мнений о пагубности Таможенного Союза, членом которого, кстати, Украина не является. И, наконец, как действующему премьер-министру, ему следовало бы спрогнозировать ситуацию относительно «скорейшего вступления в Североатлантический Альянс».
«Скорейшего вступления» не будет. Это весьма недвусмысленно дал понять Генеральный секретарь НАТО Андерс фог Расмуссен. По его словам, в данный момент о полноправном членстве Украины в возглавляемой им структуре не может быть и речи. Дескать, сейчас для этого самый неподходящий момент, и ничего гарантировать Киеву в подобном контексте Брюссель не может. И это правда. Как отметил в комментарии ГолосUA европейский военный эксперт Юрген Зайденберг (Германия), руководство Альянса не планирует никакого дальнейшего расширения. «Для этого необходимы средства, излишек которых у структуры сегодня нет, — констатировал, в частности, он. — Украина с ее слабой армией потребует дополнительных финансовых вливаний на модернизацию и перевооружение, а НАТО на это не пойдет. Кроме того, западному блоку придется решать украинские военные проблемы, что фактически гарантирует столкновения с Россией, а к такому повороту событий Альянс не готов».
Эту точку зрения полностью разделяют и украинские эксперты.
«Для того, чтобы НАТО изменило отношение к Украине, она должна стать успешным государством, а не таковым, в котором постоянно есть проблемы, с которыми политический состав страны не может справиться, — сказал на пресс-конференции в ГолосUA директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов. — Сегодня для Украины нет перспектив стать членом НАТО».
Кстати, тот же Расмуссен накануне отметил в Брюсселе, что Киев, конечно, может рассчитывать на «новый уровень» партнерских программ с Альянсом (о вступлении речь по-прежнему не идет), но уже после выборов в Верховную Раду. А вот здесь начинается самое интересное. Интеграция в НАТО может стать неплохим предвыборным «козырем» для многих партий, пытающихся прорваться в так называемый «обновленный парламент». Нет никаких сомнений в том, что различного рода политические силы, и что самое страшное — политиканы — будут использовать этот фактор в своих предвыборных программах. На детали потенциального «сотрудничества» с натовскими «коллегами» внимания они обращать явно не будут.
А зря. На сегодняшний день так называемые «партнерские программы» с Украиной НАТО рассматривает исключительно как проведение совместных учений и задействование украинских военнослужащих в миротворческих операциях в самых опасных «горячих точках» мира.
«Несмотря на громкие уверения в перспективах эффективного двустороннего сотрудничества многие натовские генералы, погрязшие в бюрократии и коррупции, рассматривают украинцев, как «пушечное мясо» в критических регионах, — сказал ГолосUA австрийский политолог Маркус Штайнбрюк. — В свое время от таких «перспектив» отказались Швеция, Финляндия и Австрия, сохраняющие свой нейтральный военный статус. Украине наверняка следует изучить наш опыт, дабы не попасть в своеобразную политическую ловушку. А в экономических блоках или «союзах» нет ничего плохого».