Политическая подоплека в торговых войнах

Сегодня, 16 июня, начался очередной раунд торговых войн между Украиной и Россией.

Как заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк, Россия запретила импорт картофеля из Украины. Российские СМИ оперативно сообщили о том, что в Россельхознадзоре это решение связывают с многочисленными выявлениями в украинской продукции золотистой картофельной нематоды, которая является карантинным объектом для РФ.

По информации государственной таможенной службы Украины, экспорт данной продукции в Россию с января по май 2014 года составил чуть больше миллиона долларов (92,9 процента от всех поставок украинского картофеля). На данный момент в России действует запрет на ввоз картофеля из Евросоюза, который был введен с 1 июля 2013 года.  Импорт европейского корнеплода разрешается только в случае, если подготовленные к отправке партии проходят проверку российских специалистов.

Сегодня же «Газпром», подав на «Нафтогаз» в Стокгольмский арбитраж, перекрыл Киеву газ. С этого момента, по словам главы российской монополии А.Миллера, Украина будет получать столько газа, за сколько заплатит.

Возможно, эти события просто совпали по времени, но, скорее всего, они являются частью политико-экономической игры, которую Россия ведет с Украиной в преддверии полноценного ассоциирования нашей страны с ЕС.

Напомню, последняя и самая масштабная «торговая война» между Россией и Украиной  началась августе 2013 года, когда на границе блокировались практически все грузы, направляющиеся с украинской территории на российскую сторону. Дошло до того, что тогда, 14 августа, Федерация работодателей Украины обратилась к премьеру Николаю Азарову с просьбой как можно скорее помочь решению на межправительственном уровне проблем, которые начали возникать в украинских предприятий-экспортеров на российской таможне. Спустя месяц положение дел на таможне нормализировалось, «торговая война» – закончилась. При этом анализ того, что же произошло на самом деле, делался в основном через призму политики, хотя до «революционных» событий и изгнания Януковича с Азаровым было очень далеко…

За кадром тогда осталось заявление директора Департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии (наднационального органа ТС и ЕЭП) Виктора Спасского. А именно оно явно указывало на вторую, экономическую сторону того, что делала российская таможня.

Так, по словам чиновника, после начала функционирования зоны свободной торговли между Украиной и Евросоюзом все украинские товары, поставляемые на рынок стран Таможенного союза, будут проверяться на границе на предмет происхождения. Происходить это будет в четком соответствии с нормами ВТО, которые позволяют задерживать товары на таможенной границе сроком до нескольких месяцев(!)  для выяснения вопроса о стране происхождения товаров. То есть, тогда шла проверка готовности российской таможни выполнить новые задачи по контролю и проверке, которые она получит после начала действия Договора о Зоне свободной торговки (ЗСТ) между Украиной и ЕС

Точно такая же история может повториться и сейчас, когда есть все основания полагать, что 27 июня будет ЗСТ свободной торговли. И с картофелем это не связано ну никак.

Для чего это может быть нужно России? Все предельно просто: для защиты собственного производителя и импортера от ценовой конкуренции с более дешевыми товарами, которые могут попасть через территорию Украины, когда та будет пользоваться преимуществами двух Зон свободной торговли сразу – с СНГ и с ЕС.

P.S. Похоже, очередная война, картофельная, окончилась также быстро, как и началась.

«Никакого тотального запрета на поставки украинской агропродукции нет», — заявил официальный представитель Россельхознадзора Алексей Алексеенко. А.Алексеенко подчеркнул, что никакого запрета нет, «несмотря на то, что сохраняется общая обеспокоенность в связи с неспособностью Киева обеспечить реальную безопасность пищевой продукции, поступающей с Украины».

Читайте также по теме