Основные события на минувшей неделе развивались в Регламентном комитете парламента. Там каждый день рассматривали представления генерального прокурора Украины Юрия Луценко на снятие неприкосновенности с пяти народных депутатов – каждый день на ковер их выводили по одному.
Регламентный промискуитет
В Регламентный комитет парламента входит 11 депутатов — 4 от Народного фронта, 2 от БПП, и по одному от «Самопомочи», Радикальной партии, Возрождение, Оппозиционный блок и Воли народа.
В понедельник было рассмотрено первое «дело» члена фракции Народного фронта Евгения Дейдея. Не смотря на красноречие Юрия Луценко и вопиющие факты «резкого» обогащения, еще недавно бессребреника, Дейдея, комитет решил, что все в пределах закона – ну, подумаешь, добрые люди одолжили депутату денег. С кем не бывает?
Юрий Луценко слегка опешил, когда при камерах и всем честном народе депутаты на «черное» стали говорить «белое» и нелицеприятно поговорил на повышенных тонах с председателем комитета и однопартийцем Дейдея Павлом Пинзеником.
Во вторник комитет единогласно оправдал члена депутатской группы «Воля народа» Олеся Довгого, яркого представителя «молодой команды» Леонида Черновецкого. Ему вменяли хищения и махинации вокруг столичной земли. Депутаты определили, что имеют место «существенные недостатки» в обвинениях ГПУ и претензии на снятие неприкосновенности несостоятельны.. Окончательное решение о снятии неприкосновенности с депутата примет непосредственно парламент.
В среду разбирали дело Андрея Лозового и из фракции радикалов Ляшка. Ему инкриминировали подозрение в нанесении государству убытков на сумму 1,8 млн.грн путем сознательного уклонения от уплаты налогов. Члены Регламентного комитета в очередной раз сочли доводы генпрокурора не убедительными и отправили вопрос на рассмотрение главе парламента Андрею Парубию.
В четверг очередь дошла до еще одного «народного фронтовика» Максима Полякова. Ему предъявляли обвинение в даче взятки в размере 7 500 тыс. долл. Он шел по делу вместо с депутатом из БПП Бориславом Розенблатом, дело которого отложили до пятницы. Речь шла о незаконной добыче янтаря. Регламентный комитет по той же схеме «отмазал» депутата, а член комитета Сергей Шахов цинично сформулировал принцип работы этого парламентского органа (да, простит меня главный редактор, но из песни слов не выкинешь): «За правдой пойдешь — ноги до жопы сотрешь». В стране шел третий год после Майдана и начала войны. Занавес.
В пятницу, под конец недельной работы комитета, очередь дошла до Борислава Розенблата. По законам жанра, нет правил без исключений. Эти и исключением для Регламентного комитета и стал Розенблат. Уж слишком много очевидного компромата на него вывалил генпрокурор, закрывать на него глаза не смогли даже циничные члены комитета.
Депутат поддержал все три представления генпрокурора – на привлечение к уголовной ответственности, задержание и арест.
На следующей неделе история получит логическое продолжение — принимать решение о снятии неприкосновенности с проштрафившихся депутатов будет уже парламент.
Битва за «Приват»
Вокруг национализированного 21 декабря 2016 года «Приватбанка» опять накаляются страсти.
Как известно банк был передан государству с большой дырой в балансе на 148 млрд грн. Бывшие собственники Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов обещали к лету помочь и частично погасить долги. Но что-то не срослось.
9 июня в украинские суды пошли пачками иски от Коломойского – 92 иска на 8,9 млрд.грн. Всего таких исков к Приватбанку – порядка 2,9 тысяч на сумму 20,1 млрд грн.
Порошенко не остался в накладе, и прокуратура начала активно копать на Игоря Валерьевича, параллельно накладывая аресты на ликвидное имущество компаний связанных с Коломойским – 700 объектов.
По 148 млрд грн. кредитов, выданных «связанным лицам» получилась вообще странная история. Был проведен неофициальный аудит годовой отчетности банка компанией Эрнст энд Янг, по выводам которого связанные кредиты составляли не более 10 млрд. грн. Закономерно возникает вопрос – а нужно ли было национализировать тогда банк? Чиновники ссылаются на неверную методику подсчета «плохих» кредитов и говорят об «официальном» отчете, но его не показывают.
По оценкам экспертов, простым вкладчикам можно не беспокоиться – как бы не развивалась ситуация, их деньги не пострадают.
Тонкие намеки на толстые обстоятельства
Тревожный звонок прозвучал для Украины из США. Заместитель государственного секретаря США Вильм Браунфилд, заявил о ключевом условии поддержки Украины. По его словам, он повторил позицию госсекретаря США Рекса Тиллерсона – Нам нет смысла бороться за тело украинского государства, в то числе и на Востоке, если оно погубит свою душу из-за коррупции.
Очевидно, предстоящий визит Рекса Тиллерсона в Киев 9 июля прояснит весь зловещий смысл высказывания для украинского руководства. Да, и отсрочка на осень очередного 1,9 миллиардного транша МВФ для Украины очевидно тоже неспроста.
Гибридные турбины
Под ударом оказался один из основных каналов давления Украины и ее западных партнеров на РФ – технологические санкции. В оккупированном Крыму появились энергетические турбины производства немецкой компании Siemens.
Опасный прецедент поставил под угрозу всю модель наказание и сдерживания агрессора.
Компания Siemens открестилась от продажи и заявила, что не допустит использования своего энергооборудования в Крыму.
Российская сторона заявила, что приобрела турбины на вторичном рынке, к тому же они были модернизированы (переделаны) российскими специалистами.
В любом случае российской стороне удалось решить часть энергетических проблем полуострова проверенными «гибридными» методами.
Следующая парламентская неделя будет пленарной и последней для шестой сессии. Наше внимание будет приковано к продолжению истории с лишением неприкосновенности с пяти депутатов. Также интересно будет проследить, как «простимулирует» Владимир Гройсман парламент при голосовании за изменения в госбюджет. А еще, следует не забывать о внесенном премьер-министром проекте пенсионной реформы— ее тоже рассмотрят.