На минувшей неделе основные новости крутились вокруг ареста теневого олигарха Николая Мартыненко, украино-российского судебного противостояния в Гааге и бурного обсуждения заявлений Олега Скрипки о языковых гетто.
За Мартыненко пришли
Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) согласовала подозрение Николаю Мартыненко, которому вменяется растрата средств госпредприятия «Восточный горно-обогатительный комбинат» в размере 17,28 млн. долл. США.
Прокуратура потребовала для Мартыненко ареста на 60 суток и возможного залога в 300 млн. грн. По статьям обвинения Мартыненко угрожает от 8 до 12 лет тюремного заключения.
Чем примечательна история с Николаем Мартыненко, серым кардиналом «Народного фронта» и ближайшим соратником Арсения Яценюка, который, напомним, контролирует вторую по размеру фракцию в парламенте?
Да тем, что Мартыненко в свое время под напором общественного мнения сложил депутатский мандат, отказался от иммунитета. Это был прецедент в украинской политике, и как видимо, последний такой случай.
Теперь все депутаты понимают, что идти на поводу у народа и общественности — самое последнее дело. Доказано Мартыненко, подтверждено Кононенко, близким к Порошенко серым кардиналом, с не меньшим шлейфом скандальных обвинений, но который в аналогичной ситуации не стал «прогибаться».
В украинской политике нельзя демонстрировать слабость, нужно держаться до последнего за мандат, кресло, статус.
Говорят, со старта Мартыненко был главным и единственным спонсором Майдана – революция пожирает своих детей.
После истории с Романом Насировым вероятность того, что Мартыненко понесет заслуженное наказание стремится к нулю.
Может, вообще вся схема была придумана Порошенко, чтобы поменять свободу Мартыненко на кресло Авакова или сделать более сговорчивыми партнеров по коалиции?
Встать, суд идет!
Положа руку на сердце, следует признать – Международный суд ООН, на который Украина возлагала и возлагает большие надежды, пока их не оправдал.
Речь идет о принципиальном судебном процессе между Украиной и Российской Федерацией в рамках введения временных предупредительных мер против РФ в деле «Украина против России».
Украина требовала от суда ООН ввести временные меры, которые предотвратят нарушение прав человека со стороны РФ до тех пор, пока суд не вынесет окончательное решение по сути иска.
Суд своим промежуточным решением удовлетворил иск Украины частично – в рамках вопроса дискриминации крымских татар и украинского языка в Крыму, но самый главный вопрос о признании за Россией факта финансирования терроризма решен не был.
Наилучшие комментарии происшедшему дал специалист по международному праву Геннадий Друзенко.
«По своей юридической сути мы имеем дело не с решением, а постановлением (по-украински «постанова» или «ухвала»). Украинские чиновники записали себе в актив факт признания судом своей юрисдикции в деле, на самом деле, суд сформулировал это как prima facie или на «первый взгляд». Суд прямо указал, что решение по этому делопроизводству никак не влияет на вопрос наличия или отсутствия у него полномочий рассматривать дело по сути. Так, 15 октября 2008 года этот же суд призвал Грузию и Россию удерживаться от дискриминации, а потом благополучно признал недопустимость иска Грузии и закрыл дело. Суд ООН признал наличие контекста военных действий, но Украина подала иск ЛИШЬ в рамках международной конвенции по борьбе с
Фактически у Украины нет претензий к России как к агрессору, более того – Украина не обвиняет Россию в терроризме, а лишь в его финансировании. И даже этот обрубок возможных реальных обвинений Украина не защитила и не доказала в суде.
Геннадий Друзенко логично указывает, что украинская власть попала в яму, которую сама и вырыла. Три года мы называли войну с Россией антитеррористической операцией и обвиняли РФ не в вооруженной агрессии против суверенного государства, а именно в пособничестве террористам. Но этот факт мы не доказали.
И контрольный выстрел в голову украинской власти – в 114 параграфе постановления Суд напомнил о необходимости имплементации «минских соглашений», в частности проведения Украиной Конституционной реформы (федерализации).
Процесс не завершен, но если украинская сторона будет получать подобные оплеухи и дальше, то был ли смысл в суде для нас изначально?
Энергетический Армагеддон
В Украине пять ТЭС, а именно – Трипольская, Змиевская, Криворожская, Приднепровская и Славянская прекратили свою работу, что произошло впервые за всю историю энергетической системы Украины. Подобная ситуация сложилась в результате дефицита угля, вызванного транспортной блокадой. Таким образом, в сети остались только ТЭС, работающие на газу.
Без ТЕС основная нагрузка легла на атомную и гидроэнергетику, что в свою очередь уже аукнулось проблемами.
Так на Запорожской АЭС 18 апреля сработало автоматическое отключение шестого энергоблока. О причинах отключения не сообщается. В данный момент на украинских АЭС работает 12 из 15 энергоблоков.
Правительство хотя и задекларировало готовность решать проблему с поставками угля-антрацита, тем не менее, еще не приступило к реальным шагам.
Полгода плохая погода
Тема погоды далека от политики, тем не менее, она стала доминирующей на минувшей неделе. С такими климатическими кульбитами мы еще не сталкивались. Сугробы в марте 2013 года сменили апрельские снегопады.
Централизованное отопление было успешно отключено, и никто не рассчитывал, что оно может еще понадобиться. Просто так систему отопления не запустишь – на все подготовительные процедуры требуются минимум две недели.
В результате непогоды остались обесточенными порядка 505 населенных пунктов.
Днище недели
Главный номинант недели — Апелляционный суд Киева.
Трагикомическая история с задержанием и арестом главы фискальной службы Украины Романа Насирова привела к закономерным результатам — вначале его отпустили под стотысячный залог, а теперь стали отменять предыдущие решения.
Так, Апелляционный суд Киева частично отменил арест, наложенный на имущество Насирова. Также ему вернули паспорт гражданина Украины, но придержали зарубежный и дипломатический паспорта, чтоб Насиров не мог покинуть Украину.
Тем временем сам Роман Насиров времени не терял и избрался новым президентом Федерации дзюдо Украины. Теперь, очевидно, готовится к поездке за рубеж.
На этом судьи Апелляционного суда не остановились и сняли арест со 120 миллионов гривен компаний братьев Клюевых. Последние объявлены в международный розыск, а Андрею Клюеву были выдвинуты подозрения в деле избиения участников Евромайдана. Сейчас он прячется в РФ.
Еще несколько таких заседаний Апелляционного суда и Украина будет платить неустойку Виктору Януковичу.
На следующей неделе продолжатся увлекательные судебные приключения Николая Мартыненко, Сергей Тигипко будет интриговать своим возможным назначением главой НБУ, прокурор Анатолий Матиос, нарушая закон, прятать электронные декларации своих подчиненных, а истерия вокруг языкового вопроса продолжит широко шагать по сети.