Восьмое марта и сопровождавшие праздник выходные немного остудили политическую активность в Украине, переместив основные события вовне – Россию и Турцию.
Фактор Савченко
Бесспорно, сфабрикованный Москвой суд по делу Надежды Савченко стал топ-темой как в Украине, так и в России. Более того, ситуация вышла за установленные Кремлём рамки, приобретя международный резонанс.
В защиту лётчицы прозвучали заявления из ЕС, США и даже далекой Австралии. У Владимира Путина осталось немного времени для принятия решения. Выпустить он ее не может, насильно удерживать тоже. Единственный выход – формальное осуждение и передача украинской стороне. Под такую схему можно запросить встречные уступки, например, снятия ряда персональных санкций с ближайшего путинского окружения.
Надежда Савченко стала не объектом, а субъектом внутренней и внешней политики Украины. Когда она вернется, то может перепутать многие политические пасьянсы, в том числе и создать проблемы для своего формального лидера – Юлии Тимошенко. Королева умерла, да здравствует королева?
Турецкий марш
Вторым важным событием для Украины стал рабочий визит Президента Украины Петра Порошенко в Турцию.
Не было бы счастья, так несчастье помогло. Так можно назвать предпосылки для текущего медового месяца Украины и Турции.
Еще вчера Турция способствовала России тянуть в обход Украины «Южный поток», закрывала глаза на оккупацию Крыма, блокировала теоретические поставки в Украину сжиженного газа через Босфорский пролив, умеряла пыл Вселенского патриарха Варфоломея перетянуть у РПЦ украинскую православную церковь.
После сбитого российского военного самолета и обострившимися в этой связи отношениями с Москвой, Анкара стала проявлять благосклонность к Киеву.
Пассивность европейских союзников и США в предоставлении Киеву посильной военной помощи подтолкнули Украину в объятия Турции. Вектор совместного сотрудничества был задан двухдневным визитом Петра Порошенко в Стамбул.
Турция давний исторический партнер Украины, хотя между нашими странами хватало и трагических страниц. Украина воевала с турками и на уровне казацкой вольницы, являясь частью Российской Империи. Тем не менее, союзных отношений с Турцией искал и Богдан Хмельницкий, и правительство Центральной Рады.
Но вернемся в современность. Петр Порошенко не зря слетал. Так, он успел контурно набросать возможные точки соприкосновения с Анкарой:
— сотрудничество в сфере ВПК и производства вооружений;
— привлечение Турции к так называемому формату «Женева плюс»;
— увеличение совместного давления на Российскую Федерацию в контексте освобождения Крыма от оккупации и защиты прав крымско-татарского населения;
— интенсификация сотрудничеств по линии НАТО;
— создание зоны свободной торговли Украина-Турция;
— участие Турции в приватизации государственных предприятий Украины, в частности угледобывающих;
— активизация вопроса предоставления автокефалии УПЦ КП от Константинопольского патриархата.
Битва престолов
Перетягивание каната вокруг кресла премьер-министра Украины продолжается. Бывший посол США в Украине Стивен Пайфер, анонсировал появление в роли главы Кабмина Натальи Яресько.
А вот действующий посол США не был таким категоричным, заявив, что США считают приоритетным осуществление программы реформ правительства, а не его смену.
В копилку шансов Натальи Яресько можно отнести и заявление министра минэкономразвития Айвараса Абромавичуса о готовности вернуться в состав Кабмина, правда, в случае, если правительство возглавит другой человек.
Еще один кандидат на премьерство Владимир Гройсман, предпочел скромно отмолчаться, заявив, что сейчас не время обсуждать фамилии будущего премьера, ведь стране нужен план выхода из кризиса.
Неудивительно, что Арсений Яценюк не теряет уверенности в завтрашнем дне. Показательно пренебрегая отечественными СМИ, премьер со страниц лондонской «Файненшл Таймс» взял президента за горло, сформулировав свою позицию так: дай спокойно работать или предлагай альтернативу, а не можешь ни того ни другого – проводи выборы.
В свою очередь Петр Порошенко, не чувствуя в себе силы совладать с главным «народным фронтовиком» заверил общественность, что у него фантастические личные отношения с Арсением Яценюком и он считает его реформатором. Может бдительность усыпляет?
К слову, судя по некоторым подробностям, попавшим в СМИ, Арсений Яценюк давал свое согласие Президента на добровольный уход, но с условием предоставления его политсиле кресла генпрокурора.
Также Арсения Петровича не устраивала кандидатура Наталии Яресько, мол, она просидит премьером полгода, и Порошенко заменит ее на более удобную для себя фигуру.
Как видим, доверие между основными политическими игроками в Украине «ниже плинтуса», а основным предметов споров являются не реформы и способ их проведения, а шкурные интересы.
Украинский десант в Европарламенте
Не менее 60-ти народных депутатов Украины во главе со спикером Владимиром Гройсманом побывали на «Украинской неделе в Европарламенте».
В Брюсселе украинских парламентариев пожурили за плохую законодательную работу и низкую дисциплину. Народные избранники пообещали исправиться и уже предприняли первоочередные шаги — увеличили расходы из государственного бюджета на оплату труда помощников-консультантов депутатов на 84,7% (с 69 млн до 127 млн гривен).
15 марта депутаты соберутся на очередное пленарное заседание, поделятся впечатлениями от поездки с менее удачливыми коллегами, и, глядишь, проголосуют за что-то полезное для страны. Но это уже будет тема для следующего обзора.