Пока гремят выстрелы об экономике забывают, но от этого ее нерешенные проблемы не стают менее значительными, а наоборот, лишь усиливают остроту противостояния. Самым оперативным индикатором проблем в экономике являются курс гривны и стоимость страховки страховки от дефолта (кредитно-дефолтных свопов) по государственным облигациям страны.
Курс гривны уже две недели колеблется около отметки 9 грн/1$, а кредитно-дефолтные подросли с начала этой недели на 27 базисных пунктов – до 1225 базисных пунктов. Что, кстати, соответствует ожиданиям рынка относительно будущего курса национальной валюты Украины на уровне 12 грн/1$. Или же о том, что за пять лет инвесторам, владеющим украинскими госбумагами на $10 млн, придется заплатить по кредитно-дефолтным свопам больше $6,1 млн (по $1,225 млн ежегодно). Если же учесть, что Доходность гособлигаций Украины на фоне стрельбы в Киеве поднялась на 25 базисных пунктов, до 23,17% годовых, то можно ожидать дальнейшей девальвации гривны при невозможности занять деньги на внешних рынках. Как свидетельствует статистика Bloomberg, это рекордная стоимость заимствований для Украины, но она говорит о высочайших рисках и отпугивает потенциальных покупателей гособлигаций.
Инвесторы все жестче реагируют на политический кризис, который приобретает масштабы, сходные по признакам с началом гражданской войны по типу событий в Югославии в середине 90-ых годов прошлого века. Один из крупнейших заимодавцев Украина, Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) «приостановил начало новых инвестиционных проектов в Украине до политической стабилизации в этой стране». Как заявил председатель ЕИБ Вернер Хойер, Европейский инвестиционный банк будет согласовывать свою деятельность с решениями Совета ЕС, экстренное заседание которого (посвященное событиям в Украине) запланировано на четверг, 20 февраля.
На стабилизационные кредиты от ЕС или России также рассчитывать не стоит. Пока Украина не получит нового премьера, с и.о. главы Кабмина никто и ничего согласовывать ил подписывать не будет. И Восток и Запад блюдет нормы дипломатического протокола. А россияне практически напрямую говорят о том, что до урегулирования кризиса денег не дадут. Так, 19 февраля пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков высказался относительно ситуации с очередным траншем кредита РФ в том ключе, что происходящие на Украине события не позволяют принять решение о перечислении Киеву средств. «Очевидно, в ситуации, когда экстремисты устраивают то, что происходит на Украине, урегулирование именно этой ситуации является приоритетом», — заявил Песков.
На прямой вопрос журналистов о возможности перечисления второго транша он ответил: «Ничего пока не могу по этому поводу сказать».
За январь золотовалютные резервы Украины снизились почти на $3 млрд, в феврале «Навтогаз» погасил часть долга «Газрпрому» в размере $1,3 млрд. На поддержание курса у НБУ остается все меньше и меньше денег. Потому без российского кредита гривна будет обваливаться и дальше. И чем дольше политики будут заниматься войной, тем меньше шансов на спасение экономики. Надо начинать договариваться. Политический компромисс – это вариант соглашения, при котором все стороны проигрывают, но проигрывают частично и более-менее в равной мере. В результате, выигрывает страна. Если же все будут пытаться выиграть во что бы то ни стало, то такая стратегия обернется поражением и для них и для государства.