Госавиаслужба окончательно перекрыла авиасообщение с Россией. Эксперты не исключают, что изначально в Кабмине планировали переформатировать рынок авиаперевозок, запретив полеты большинства российских компаний. Но ответный запрет со стороны РФ, якобы, планы нарушил, а экономические риски, похоже, в правительстве не подсчитывали.
Политический просчет
Украина с 25 октября полностью перекроет воздушное сообщение с Россией. «Такая мера будет применена ко всем российским авиакомпаниям», — говорится в сообщении Министерства инфраструктуры, опубликованном в понедельник, 12 октября. В нем отмечается, что Госавиаслужба уведомила о своем решении российскую сторону 9 октября.
Ранее, 25 сентября Кабмин ввел запрет на полеты в Украину российских авиакомпаний, которые выполняют рейсы в Крым. Под него попадали не все перевозчики РФ. Но после ответного запрета для украинских авиакомпаний, авиасообщение заблокировали полностью.
Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник отмечает, что дата начала зимней навигации, с которой стартует запрет, совпадает с местными выборами в Украине. «Запрет полетов как ответ на аннексию Крыма был бы закономерным в прошлом году, когда санкции против РФ вводил Евросоюз. Но тогда Украина к санкциям не присоединилась. А через полтора года после потери Крыма, запрет выглядит приуроченным к выборам», — сказал он.
По мнению эксперта, политический расчет обернулся просчетом. «Запрет был одобрен Президентом, но в обществе воспринимается как инициатива кабмина Яценюка. Премьер и его «Народный фронт» окончательно теряет поддержку среднего класса и бизнеса», — сказал Руслан Бортник, отметив, что с пересадкой в Москве традиционно летают в Индию, Китай, Таиланд и другие страны.
Экономический расчет
«Мотивация четкая и понятная. Авиакомпании России незаконно осуществляли полеты на территорию Украины —в Автономную Республику Крым», — заявил премьер-министр Арсений Яценюк. Изначально в его «черном списке» было два десятка российских авиакомпаний. Среди тех, кому запретили летать в Украину значились: «Аэрофлот», «Сибирь», «Уральские авиалинии», «Якутия», «Газпром-Авиа», Red Wings, «Россия» и другие. В список не попала компания «ЮТэйр», которой владеет нефтедобытчик «Сургутнефтегаз». В Крым она не летает, зато выполняет 21 рейс в неделю из Москвы в Киев и Львов и раз в две недели из Сургута в Киев. После запрета для авиакомпаний, большинство из которых в континентальную Украину не летает, «ЮТэйр» получила шанс стать монополистом среди российских компаний.
Ведь кроме нее полеты между странами совершали бы только украинские компании МАУ, «Днеправиа» и «Мотор Сич». Двумя из них владеет олигарх Игорь Коломойский, а совладельцем «Мотор Сич» является нардеп Вячеслав Богуслаев («Воля народа»).
Российский политолог Станислав Белковский высказал в СМИ мнение, что в случае ответного запрета, на рынок могут выйти авиакомпании с новыми названиями. «Ничто не мешает Игорю Коломойскому зарегистрировать новую компанию», — предположил он. Сейчас в направлении Киев-Москва летает четыре российских авиакомпании: «Трансаэро», « Аэрофлот», S7, «ЮТэйр» и одна украинская авиакомпания – МАУ.
Пока МАУ совершает рейсы по маршрутам: Киев-Москва (14 раз в неделю); Киев- Санкт-Петербург ( 13 раз ); Киев-Ростов-на-Дону (6 раз); Киев-Калининград (3 раза); Одесса-Москва( 3 раза). «Днепроавиа» летает по трассе Днепропетровск-Москва, 14 раз в неделю и «Мотор Сич» перевозит пассажиров по маршруту Запорожье- Москва раз в неделю. Однако, Росавиация ввела «зеркальные санкции» с той же даты, с которой Украина запретила полеты российских авиаперевозчиков.
Руслан Бортник отмечает: «Может, ответного запрета в кабмине Яценюка действительно не ожидали, но, скорее всего, расчет был сделан на переформатирование рынка. Намеревались убрать старых перевозчиков, в частности, компании Игоря Коломойского, чтобы открыть дорогу новым», — сказал он.
Примечательно, что российская сторона, по данным СМИ ввела запрет не только для летающих в Россию компаний, но и для компании Yanair (владелец Алексей Янчук), которая собиралась открыть рейс в Москву с началом зимней навигации, и для нелетающей WizzAir Украина (венгерско-польский бизнес).
После запрета, введенного российской стороной, премьер –министр Арсений Яценюк заявил: «Если россияне думают, что они смогут уничтожать наши авиакомпании, у них ничего не получиться». При этом он обратился к министру инфраструктуры Андрею Пивоварскому с призывом незамедлительно начать переговоры с Россией и пояснить российской стороне суть украинских санкций.
Потери никто не подсчитывал?
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко отмечает: «Экономические риски никто не оценивал. Это решение правительства по поводу запрета полетов российских авиакомпаний – чисто политическое решение».
Напомним, что Кабинет министров 4 сентября уволил с поста главыГосударственной авиационной службы Дениса Антонюка, который с 1997 по 2014 год он работал в авиакомпании МАУ Игоря Коломойского.
Эта компания теряет от запрета больше всех. Сообщается, что МАУ понесет ущерб в 35,6 млн долларов (768 млн гривен) в год, из которых 19,6 млн долларов от прекращения выполнения рейсов, плюс 5,8 млн долларов от прекращения рейсов маршрутной сети МАУ и 10,2 млн долларов от простоя самолетов.
Примечательно, что 2013 год МАУ закончила с чистой прибылью в 19 млн грн, а в 2014 году с убытком в 1,7 млн грн. Теперь к нему прибавятся потери от запрета на полеты в Россию. В другой компании Игоря Коломойского «Днепроавиа» ожидают снижения доходов на 30%.
Однако от запрета пострадают не только авиаперевозчики, но и аэропорты. В частности, прогнозируется сокращение общего объема доходов на 30% аэропорта "Жуляны" (два рейса из Киева в Москву в день). Потери, якобы, составят около 90 млн грн в год. Из-за снижения сборов за аэронавигационное обслуживаниепорядка 8–10 млн долларов в год может потерять госпредприятие «Украэрорух».Об этом заявил экс-глава Госавиаслужбы Украины Денис Антонюк. В целом, взаимный запрет полетов по различным оценкам может обойтись украинской экономике в 50-100 млн долларов.
Выиграть от запрета могут, в частности, белорусская «Белавиа», латышская AirBaltic, турецкая Turkish Airlines и польская авиакомпания LOT, но увеличить транзит можно только по согласованию. СМИ цитируют генерального директора «Белавиа» Анатолия Гусарова, который заявил: «На Киев мы можем ставить дополнительные рейсы по согласованию с украинской стороной, а на Москву – по согласованию с российской стороной».