Андрей Кислов
17:00 13/10/2015

Полный запрет авиасообщения с РФ: В Кабмине перехитрили самих себя (ИНФОГРАФИКА)

Госавиаслужба  окончательно перекрыла авиасообщение с Россией. Эксперты не исключают, что изначально в Кабмине планировали переформатировать рынок авиаперевозок, запретив полеты большинства российских компаний. Но ответный запрет со стороны РФ, якобы, планы нарушил, а экономические риски, похоже, в правительстве не подсчитывали.

Политический просчет

Украина с 25 октября полностью перекроет воздушное сообщение с Россией. «Такая мера будет применена ко всем российским авиакомпаниям», — говорится в сообщении Министерства инфраструктуры, опубликованном в понедельник,  12 октября. В нем отмечается, что Госавиаслужба уведомила о своем решении российскую сторону 9 октября.

Ранее, 25 сентября Кабмин ввел запрет на полеты в Украину российских авиакомпаний, которые выполняют рейсы в Крым. Под него попадали не все перевозчики РФ. Но после ответного запрета для украинских авиакомпаний, авиасообщение заблокировали полностью.

Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник отмечает, что дата начала зимней навигации, с которой стартует запрет, совпадает с местными выборами в Украине. «Запрет полетов как ответ на аннексию Крыма был бы закономерным в прошлом году, когда санкции против РФ вводил Евросоюз. Но тогда Украина к санкциям не присоединилась. А через полтора года после потери Крыма, запрет выглядит приуроченным к выборам», — сказал он.

По мнению эксперта, политический расчет обернулся просчетом. «Запрет был одобрен Президентом, но в обществе воспринимается как инициатива кабмина Яценюка. Премьер и его «Народный фронт» окончательно теряет поддержку среднего класса и бизнеса», — сказал Руслан Бортник, отметив, что с пересадкой в Москве традиционно летают в Индию, Китай, Таиланд и другие страны. 

decoding="async" alt="" src="/images/items/2015-10/13/bfcQ9JDNq5FvAfft/image/1.jpg" />

Экономический расчет

«Мотивация четкая и понятная. Авиакомпании России незаконно осуществляли полеты на территорию Украины —в Автономную Республику Крым», — заявил премьер-министр Арсений Яценюк.  Изначально в его «черном списке» было два десятка российских авиакомпаний. Среди тех, кому запретили летать в Украину значились: «Аэрофлот»,  «Сибирь»,  «Уральские авиалинии», «Якутия», «Газпром-Авиа», Red Wings, «Россия» и другие.  В список не попала компания «ЮТэйр», которой  владеет нефтедобытчик «Сургутнефтегаз». В Крым она не летает, зато выполняет 21 рейс в неделю из Москвы в Киев и Львов и раз в две недели из Сургута в Киев. После запрета для авиакомпаний, большинство из которых в континентальную Украину не летает, «ЮТэйр» получила шанс стать монополистом среди российских компаний.

Ведь кроме нее полеты между странами совершали бы только украинские компании МАУ, «Днеправиа»  и «Мотор Сич». Двумя из них владеет олигарх Игорь Коломойский, а совладельцем «Мотор Сич» является нардеп Вячеслав Богуслаев («Воля народа»).

 Российский политолог Станислав Белковский высказал в СМИ мнение, что в случае ответного запрета, на рынок могут выйти авиакомпании с новыми названиями. «Ничто не мешает Игорю Коломойскому зарегистрировать новую компанию», — предположил он. Сейчас в направлении Киев-Москва летает четыре российских авиакомпании: «Трансаэро», « Аэрофлот», S7, «ЮТэйр» и  одна украинская авиакомпания – МАУ.

Пока МАУ совершает рейсы по маршрутам:  Киев-Москва  (14 раз в неделю); Киев- Санкт-Петербург ( 13 раз ); Киев-Ростов-на-Дону (6 раз); Киев-Калининград (3 раза); Одесса-Москва( 3 раза). «Днепроавиа» летает по трассе Днепропетровск-Москва, 14 раз в неделю и «Мотор Сич» перевозит пассажиров  по маршруту Запорожье- Москва раз в неделю. Однако, Росавиация ввела «зеркальные санкции» с той же даты, с которой Украина запретила полеты российских авиаперевозчиков.

Руслан Бортник отмечает: «Может, ответного запрета в кабмине Яценюка действительно  не ожидали, но, скорее всего, расчет был сделан на переформатирование рынка. Намеревались убрать старых перевозчиков, в частности,  компании Игоря Коломойского, чтобы открыть дорогу новым», — сказал он.

 Примечательно, что российская сторона, по данным СМИ ввела запрет не только для летающих в Россию компаний, но и  для компании Yanair (владелец Алексей Янчук), которая собиралась открыть рейс в Москву с началом зимней навигации, и для нелетающей WizzAir Украина (венгерско-польский бизнес).

После запрета, введенного российской стороной, премьер –министр Арсений Яценюк заявил: «Если россияне думают, что они смогут уничтожать наши авиакомпании, у них ничего не получиться». При этом он обратился к министру инфраструктуры Андрею Пивоварскому с призывом незамедлительно начать переговоры с Россией и пояснить российской стороне суть украинских санкций.

Потери никто не подсчитывал?

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко отмечает: «Экономические риски никто не оценивал. Это решение правительства по поводу запрета полетов российских авиакомпаний – чисто политическое решение».

Напомним, что Кабинет министров 4 сентября уволил с поста главыГосударственной авиационной службы Дениса Антонюка, который с  1997 по 2014 год он работал в авиакомпании МАУ Игоря Коломойского.

Эта компания теряет от запрета больше всех. Сообщается, что МАУ понесет ущерб в 35,6 млн долларов (768 млн гривен) в год, из которых 19,6 млн долларов от прекращения выполнения рейсов, плюс  5,8 млн долларов от прекращения рейсов маршрутной сети МАУ и 10,2 млн долларов от простоя самолетов.

Примечательно, что 2013 год МАУ закончила с чистой прибылью в 19 млн грн, а в 2014 году с убытком  в 1,7 млн грн. Теперь к нему прибавятся потери от запрета на полеты в Россию. В другой компании Игоря Коломойского  «Днепроавиа»  ожидают снижения доходов на 30%.

Однако от запрета пострадают не только авиаперевозчики, но и аэропорты. В частности, прогнозируется  сокращение общего объема доходов на 30% аэропорта "Жуляны"  (два рейса из Киева в Москву в день). Потери, якобы, составят  около 90 млн грн в год. Из-за снижения сборов за аэронавигационное обслуживаниепорядка 8–10 млн долларов в год может потерять госпредприятие «Украэрорух».Об этом заявил экс-глава Госавиаслужбы Украины Денис Антонюк. В целом, взаимный запрет полетов по различным оценкам может обойтись украинской экономике в 50-100 млн долларов.

Выиграть от запрета могут, в частности, белорусская «Белавиа», латышская AirBaltic, турецкая Turkish Airlines и польская авиакомпания LOT, но увеличить транзит можно только по согласованию. СМИ цитируют генерального директора «Белавиа»  Анатолия Гусарова, который заявил:  «На Киев мы можем ставить дополнительные рейсы по согласованию с украинской стороной, а на Москву – по согласованию с российской стороной».

Читайте также по теме