Димитрий Бабич
07:00 10/11/2017

Польское предупреждение: к чему приведет дипломатический скандал между Киевом и Варшавой

Накануне глава польского внешнеполитического ведомства Витольд Ващиковский выступил с очередным гневным заявлением в адрес официального Киева. Он фактически обвинил украинский Институт национальной памяти в разжигании межэтнической розни, назвал руководителя этой структуры Владимира Вятровича «безответственным человеком с антипольскими настроениями», и призвал Украину искать идеологию «в героях Майдана и Донбасса вместо УПА».

Ранее президент Польши Анджей Дуда попросил своего украинского коллегу Петра Порошенко убрать из политики людей с националистическими взглядами. В противном случае Варшава откажется поддерживать нашу страну в ее европейских стремлениях. По мнению большинства аналитиков, подобная угроза не является пустым звуком, и в ближайшее время Украина может потерять влиятельное лобби в ЕС.

По сути дела, у Польши попросту лопнуло терпение. Заявлениям Ващиковского и Дуды предшествовал целый ряд инцидентов с осквернением монументов в честь погибших в Западной Украине польских солдат и «факельные шествия» «Правого сектора», регулярно сопровождающиеся оскорблением поляков. «Наше послание Киеву очень четкое: с Бандерой в Европу вы не попадете», — отмечено в ноте МИДа ПР. Масла в огонь сложившейся ситуации подлили участники проходившего в Ровно «круглого стола», обвинившие Польшу в том, что ее армия захватила часть территории Украинской народной республики (УНР) в 1918 – 1920 годах. На это присутствовавший на дискуссии вице-консул Польши Марек Запур назвал Львов польским городом и заметил, что УНР в 1918-м вообще не существовало, а ОУН-УПА является террористической организацией. Подобное утверждение вызвало бурю протеста: руководство «Правого сектора» и «Тризуба Степана Бандеры» потребовали сделать дипломата персоной нон-грата в Украине и выслать его в Варшаву в течение 48-ми часов.

Итак, что же Польша действительно может предпринять, дабы «наказать» официальный Киев? «Прежде всего, воспользоваться своим правом вето на участие украинской делегации в заседаниях Европейской комиссии (ЕК) и даже Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ), — сказал в комментарии корреспонденту ГолосUAевропейский эксперт в сфере международного права Кнут Берг. — Затем Варшава планирует принять соответствующую резолюцию, осуждающую «националистическую политику» Банковой. И, наконец, местный сейм способен рассмотреть вопрос о приостановке сотрудничества с Украиной в рамках партнерских программ Североатлантического альянса. Все нанесет украинскому имиджу на международной арене сокрушительный удар». Как подчеркивает Берг, есть еще одно крайне неприятное для того же Киева обстоятельство. Дело в том, что в настоящее время в Польше официально работает более полутора миллионов наших соотечественников. Польские власти в состоянии резко сократить количество так называемых «рабочих виз» для украинских граждан. «Безусловно, это заденет польскую экономику, но для Варшавы такой риск оправдывается государственными интересами», — сказал аналитик.

Впрочем, президент Дуда поспешил оговориться. Дескать, поляки заинтересованы в добрососедских отношениях с украинцами и готовы активно контактировать с Киевом — как в политической, так и экономической сферах. «Речь не идет о каком-либо определенном ультиматуме, — говорит европейский эксперт Къяртан Селнес. – Пока польская сторона только, если так можно выразиться, предупредила команду Петра Порошенко. А вот если на это предупреждение не будет нужной Варшаве реакции, Украина действительно ощутит на себе все неприятные последствия от ссоры с потенциальным союзником».

Как поступят украинские власти в данной обстановке, пока с точностью предположить не может никто. Нет никаких сомнений в том, что Президент Украины постарается хоть как-то сгладить «острые углы». Он уже связался со своим польским коллегой и заверил его в необходимости прийти к консенсусу. С другой стороны, Порошенко, похоже, не намерен ссориться и с националистами, которые сегодня действительно представляют определенную общественную силу. Как бы там ни было, Варшава свое слово сказала. Дело за реакцией Киева. 

Читайте также по теме