Помогает ли кризис выбрать инвестора?

Несмотря на общий спад инвестиционной активности в отечественной и зарубежной металлургии, представители «Украинской рудно-металлургической компании», которая должна была стать официальным партнером Украины в создании совместного предприятия по достройке и вводу в эксплуатацию Криворожского горнообогатительного комбината окисленных руд, подтверждают свою готовность к реализации данного проекта. 

Во время недавней встречи Президента Украины Виктора Ющенко с представителями крупного бизнеса Вадим Новинский – президент украинского «Смарт-холдинга», который в союзе с российской компанией «Металлоинвест» претендует на роль партнера Украины в создании СП по достройке и вводу в эксплуатацию Криворожского комбината, – заявил о том, что представляемые им компании по-прежнему заинтересованы в осуществлении этого проекта. Он отметил, что сейчас, в контексте кризиса, постепенно охватившего отечественный горно-металлургический комплекс, «многие металлургические компании отказываются от ранее принятых и уже вступивших в стадию реализации инвестиционных планов». А потому, как считает г-н Новинский, потенциальный партнер Украины – созданная на паритетных началах «Смарт-холдингом» и «Металлоинвестом» «Украинская рудно-металлургическая компания» – на сегодня является единственным инвестором, готовым продолжать работать на этом комбинате». Это заявление, несомненно, стало реакцией на Указ главы государства, которым тот разблокировал процесс приватизации предприятия, дважды приостанавливавшийся им ранее. И потенциальные инвесторы, всерьез заинтересованные в достройке и эксплуатации комбината, восприняли это решение как сигнал к действию.

Претендент №1

Напомним, что реализация международного проекта по строительству Криворожского комбината окисленных руд, участниками которого были СССР с долей в 56,4%, Румыния – 28% и Словакия – 15,6%, началась еще в 1985 году. После распада СССР его правопреемником стала Украина, а работы по возведению комбината были приостановлены.  /> В Украине впервые вопрос о возобновлении строительства и запуске этого объекта всерьез был поставлен весной 2006 года. Для этого была создана Специальная правительственная комиссия по рассмотрению инвестпредложений потенциальных претендентов на создание СП, которая летом того же года пришла к выводу, что проект российской компании «Металлоинвест» и украинской «Смарт-групп», является оптимальным. При этом проект их главного и единственного конкурента – крупнейшей в мире металлургической компании ArcelorMittal, был отклонен.
Несколько позднее правительство Виктора Януковича приняло решение о создании на базе находящегося в собственности государства имущества комбината совместного предприятия в форме акционерного общества с госдолей в уставном фонде не менее чем 50%+1 акция.
Тем не менее, СП так и не было создано. Как считает директор Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций Александра Рябченко, это произошло вследствие «множества технических неувязок», не проработанных на подготовительном этапе. Так, например, украинское законодательство не предусматривает возможности приватизации объекта незавершенного строительства, каковым на сегодня является Криворожский комбинат, по частям или создания СП на одной из частей объекта. Главной же причиной того, что создание СП сорвалось, по мнению эксперта, стала «неурегулированность взаимоотношений со странами–бывшими партнерами Украины». В частности, как напоминает г-н Рябченко, несмотря на то, что Словакия формально отказалась от участия в достройке и эксплуатации этого объекта, она и сегодня рассчитывает на некоторую денежную компенсацию вложенных средств. Что же касается Румынии, отмечает эксперт, то в этой стране перспективы создания комбината окисленных руд обсуждались публично, в результате чего возникли определенные ожидания румынского общества в отношении компенсации за отказ от партнерства, которые оцениваются на уровне 1 млрд долларов.
Вероятно, именно поэтому глава украинского государства ответил на попытку Кабмина внести комбинат в список объектов, подлежащих приватизации в нынешнем году, вторым «запретительным» Указом. При этом он обнародовал свою концепцию приватизации этого объекта. Во-первых, в ней был сделан акцент как раз на международных обязательствах Украины, которые, по мнению г-на Ющенко, должен взять на себя будущий инвестор, а не само государство, как это предполагалось ранее. Во-вторых, как заявил Президент, в первую очередь предприятие должно обеспечить переработку окисленных руд, а не производство железорудных окатышей, как планировало руководство «Украинской рудно-металлургической компании». 

Претендент №2

Тем временем руководство ArcelorMittal неустанно добивалось пересмотра сложившегося сценария приватизации комбината. Оно вновь и вновь подавало на рассмотрение правительства улучшенные инвестпредложения и параллельно с этим, во-первых, настойчиво пыталось привлечь к партнерству в этом проекте не располагающие собственными сырьевыми мощностями украинские металлургические компании, а, во-вторых, лоббировало собственные интересы через представителей власти Румынии.
Следует отметить, что транснациональный металлургический гигант ArcelorMittal в своей борьбе за еще один стратегический объект украинского горно-металлургического комплекса – сделал, на первый взгляд, беспроигрышные ставки. Союзничество с теми отечественными меткомбинатами, которые претерпевают постоянные трудности в обеспечении углем, коксом и железорудным сырьем в силу собственной зависимости от контролирующих сырьевые ресурсы страны вертикально-интегрированных компаний, таких как «Метинвест Холдинг», могло обеспечить надежную поддержку его планов внутри страны. А возможности влияния на румынское правительство, которые ArcelorMittal готов был использовать, позволяли снять с повестки дня вопрос о международных обязательствах Украины.
В русле этой логики в марте 2007 года тогдашний глава администрации по кадрам и связям с общественностью ArcelorMittal Франк Паннир заявил о том, что представляемая им компания вступила в переговоры о создании консорциума для достройки и ввода в эксплуатацию этого предприятия с руководством «Мариупольского металлургического комбината им.Ильича» и корпорации «Индустриальный союз Донбасса». Однако через пару дней после этого председатель правления комбината им.Ильича Владимир Бойко, а также вице-президент консорциума «Индустриальная группа», управляющего активами корпорации ИСД, Александр Пилипенко, подтвердив, что соответствующие предложения были ими получены, факт начала переговоров опровергли.
За этим последовала серия личных встреч директора Arcelor Mittal Лакшми Миттала с Президентом Украины. А уже в ноябре того же года президент Румынии Траян Бесеску «вдруг» весьма категорично заявил, что представляемая им страна намерена вернуть вложенные в Криворожский комбинат средства в денежной форме. И, подчеркнув, что румынские власти оценивают этот долг Украины примерно в 1 млрд долларов, дал понять, что они готовы как пойти на серьезные уступки, скостив его до 70% этой суммы, так и проявить изрядную неуступчивость, потребовав 200-процентного возмещения. При этом сценарий поведения Румынии в данном вопросе, как отметил г-н Бесеску, «будет зависеть от результатов приватизации комбината».
Еще одной, не менее важной, вехой на пути ArcelorMittal к Криворожскому комбинату должен был стать консорциум, к созданию которого руководству мирового сталелитейного лидера удалось склонить ИСД в конце июля нынешнего года. Речь шла об объединении двух компаний в рамках совместной реализации трех стратегически значимых инвестпроектов – достройки и эксплуатации комбината окисленных руд, строительства на черноморском побережье глубоководного грузового порта и разработки месторождения марганцевых руд. При этом союзники подчеркивали, что после запуска комбината будет поставлять сырье в первую очередь на те метпредприятия Украины, которые не располагают собственной сырьевой базой.

Интересы тактические и стратегические

Как известно, примерно год назад цены на основные виды металлургического сырья – лом, кокс и железную руду – начали стремительно расти, и именно в этот период не обеспеченные собственной сырьевой базой металлургические компании стали ощущать первые признаки их нехватки. Но, поскольку производство стали в мире в долгосрочной перспективе, то есть – и после преодоления кризиса, будет продолжать расти, все металлургические компании уже сейчас так или иначе пытаются предотвратить угрозу сырьевого дефицита.
Именно по этой причине — как компания ArcelorMittal, которая, согласно прогнозам, в обозримой перспективе будет обеспечена сырьем только на 70%, так и отдельные украинские меткомбинаты, которые уже сейчас вынуждены закупать его у конкурентов, крайне заинтересованы в приобретении рудных активов, а тем более столь привлекательных, как Криворожский комбинат. А это означает, что, несмотря на глобальный кризис, как ценность подобного рода объектов, так и их стратегическая значимость для экономики стран–металлопроизводителей, сохраняется.
Вполне очевидно, что в случае приобретения комбината компанией «Смарт-холдинг» не обеспеченные сырьевыми активами украинские меткомбинаты будут лишены последней возможности укомплектовать свои технологические цепочки. В случае же если владельцем предприятия станет ArcelorMittal вместе с «Индустриальным союзом Донбасса», сложившаяся монополия на украинском рынке железорудного сырья будет разрушена. Однако – ценой окончательного закрепления в отечественном горно-металургическом комплексе транснационального гиганта, приобретение которым меткомбината «Криворожсталь» уже сейчас существенно нарушило и без того шаткий внутриотраслевой баланс.
Впрочем, как отмечают отраслевые специалисты, есть и другие варианты. Так, например, вице-президент консорциума «Индустриальная группа» Александр Пилипенко считает, что с точки зрения Украины оптимальным сценарием приватизации комбината было бы сохранение контрольного пакета его акций в собственности государства и продажа остальной части украинским компаниям. Тогда, как подчеркивал эксперт, государство смогло бы сохранить за собой регуляторные функции, а его партнерами стали бы компании, непосредственно заинтересованные в подобной регуляции. Однако если бы государство решило пойти по этому пути, приватизацию предпрятия следовало бы отложить. А вместе с этим – утратить шанс на некоторый приток инвестиций и появление новых рабочих мест уже сейчас.
В этой связи следует учесть, что на сегодня инвестиционная активность металлургических компаний, в особенности – многих украинских, стремительно падает. В то время как руководство компании «Метинвест Холдинг», наоборот, подтвердило, что многие из них все-таки намерено реализовать. Наряду с этим исполнительный директор российской компании «Металлоинвест» Дмитрий Тарасов уже после недавней встречи г-на Ющенко с представителями крупного бизнеса сообщил о том, что главе государства «были предоставлены дополнительные гарантии погашения задолженности Украины перед Румынией и Словакией». 

 

Читайте также по теме