Последние несколько недель с момента начала в Украине «Евро -2012» мы бьем все возможные и невозможные рекорды: по количеству выпитого пива, болельщиков в фан-зоне, туристов, приехавших из-за границы и т.д. Однако, представители туристической отрасли заявляют, что какие-либо особые надежды, связанные с ожиданием туристического бума, так и не оправдались. Как оказалось, футбольные фанаты, не слишком интересуются отечественными историческими и культурными достопримечательностями и специально разработанными для них туристическими маршрутами. Дешевое пиво, красивые девушки, вкусная кухня и радушие украинцев – это, пожалуй, единственные впечатления, которые они увозят с собой из Украины. Впрочем, это не так уж и плохо…
ФУТБОЛЬНЫЕ ФАНАТЫ В МУЗЕИ НЕ ХОДЯТ…
По данным пограничной службы на конец второй недели еврочемпионата государственную границу Украины пересекло 4,8 млн. человек и свыше 1,2 миллионов транспортных средств. Прежде всего, туристы спешили побывать в четырех городах — хозяевах Евро-2012, при этом подавляющее большинство старается посетить именно столицу. Поэтому нет ничего удивительного в том, что посещаемость иностранными туристами Киева стремительно начала расти, и даже увеличилась на 19% по сравнению с предыдущими показателями. В результате Киев занял 62 место в рейтинге самых посещаемых городов мира среди 132 участников. Такие данные прозвучали от начальника Главного управления Киевской городской государственной администрации по вопросам подготовки "Евро-2012" в Киеве Татьяны Слишик на одной из пресс-конференции в городском медиа-центре.
По ее словам, столица сделала все возможное, чтобы удовлетворить гостей и представить все лучшее, что есть в городе. И хотя в первые дни массового наплыва фанатов не обошлось без мелких неприятностей, которыми их встретил, скажем, кемпинг на Трухановом острове, в целом их отзывы о Киеве были положительными. На сегодняшний день, организаторы Евро — 2012 не без гордости заявляют, что Киев достойно пережил первую массовую волну болельщиков из Швеции.
Пожалуй, единственное, в чем иностранные гости не оправдали надежды организаторов, собственно, сама туристическая составляющая. Фанаты откровенно проигнорировали культурные мероприятия и туристические предложения. В первую очередь это ощутили столичные театры и музеи, которые в буквальном смысле, провалили конец театрального сезона. В то время, как иностранные гости не слишком охотно покидали пределы официальной фан-зоны, театральные и концертные залы оказались полупустыми, потеряв и своего потенциального зрителя, поспешившего выехать за пределы столицы на время Евро. Не было заметно и особого ажиотажа в традиционных экскурсионных местах, прорекламированных в специально подготовленных для гостей "Евро-2012" туристических буклетах и путеводителях. />
«Туристическое фиаско» признают и в столичной мэрии, где был создан целый отдел, который занимался разработкой экскурсионных маршрутов и подготовкой туристических объектов. К слову, гостям "Евро-2012" в Киеве предлагаются 7 основных экскурсионных маршрутов, информацию о которых можно найти не только в буклетах, изданных на шести языках, а также в 13 туристических информационных центрах, один из которых находится непосредственно на территории фан-зоны возле метро Крещатик. Чиновники, ответственные за туристический сектор, уже признали, что кроме карт-схем и специальных Z-карт, которые действительно помогают иностранным гостям отлично ориентироваться и свободно передвигаться по городу, активного интереса к его туристическим достопримечательностям нет. Так, по словам начальника Управления коммунального хозяйства КМДА Дмитрия Новицкого, спрос на организованные экскурсии наблюдался разве что со стороны официальных делегаций и лиц, сопровождающих команды футболистов. Но таких заказов было мало. Впрочем, как и заказов услуг профессиональных гидов, которыми воспользовались лишь единичные клиенты.
…ВМЕСТО НИХ ЭТО ДЕЛАЛИ ИНОСТРАННЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ
Зато, шведские фаны, поселившиеся с самого начала «Евро-2012» на Трухановом острове, в перерывах между матчами и пивом, успели полюбить речные прогулки на теплоходах по Днепру и даже побывали в музее Чернобыля на Подоле. Некоторые их них охотно брали велосипеды на прокат, чтобы проехаться по острову. Определенный интерес у иностранных гостей вызвали и объекты ЮНЕСКО: Национальный заповедник «София Киевская» и Киево-Печерская лавра, а также казацкий скансен «Мамаева Слобода» и ведущие столичные Музеи: истории Великой Отечественной войны, русского искусства и искусств им. Б. и В. Ханенко. Однако, ни в одном из культурных столичных учреждений пока не было зафиксировано хоть сколько — нибудь значительное увеличение количества посетителей. А ведь они тоже тщательно готовились к Евро-2012 и старались удивить иностранцев разными занятными мероприятиями.
Скажем, в Музее народной архитектуры в Пирогово придумали большую фестивальную программу, а в Национальном ботаническом саду им. Гришко к этому выдающемуся спортивному событию приурочили первый в Украине Международный фестиваль современной скульптуры Kyiv Sculpture Рroject, в Художественном Арсенале — устроили художественное биеннале «Арсенал — 2012», на территории Печерского ландшафтного парка провели фестиваль «Країна мрій», а в Киево-Печерском историко-культурном заповеднике впервые ввели услугу аудиогида на нескольких иностранных языках.
Правда, красоту Киева и его туристические прелести, все же успели оценить представители иностранных СМИ. По информации медиа-центра Киева, журналисты из разных стран отметили не только атмосферу праздника, гостеприимство и радушие киевлян, но и зеленые Днепровские склоны, архитектурные шедевры столицы, и величие исторических памятников. Похоже, это особенно радует представителей городской власти, ведь «после завершения футбольного чемпионата журналисты вернутся в свои страны и расскажут о туристических прелестях Киева своим соотечественникам. И вскоре мы надеемся принимать новых туристов, которые будут приезжать к нам специально для того, чтобы познакомиться с культурным и историческим наследием», — считает начальник Управления коммунального хозяйства Дмитрий Новицкий. А уже в следующем году, по его словам, в бюджете столицы на туризм будет предусмотрено 5 млн. гривен, которые планируют потратить на воплощение стратегии туристического развития Киева.
Чиновник отметил, что "Евро-2012" дал мощнейший толчок для развития туристической инфраструктуры. В частности, значительно улучшили шансы Киева двуязычные указатели в метро и на центральных улицах, туристические инфоцентры и информационные справочники, которые также являются частью стратегии туристического развития. Все это, а также гостиницы, дороги, аэропорты, стадионы — будет и впредь использоваться для развития различных направлений туризма и привлечения новых иностранных гостей в Киев. В частности, наиболее перспективными направлениями могут стать деловой и экскурсионный туризм. Словом, Евро 2012 должно превратиться в своеобразный трамплин для стремительного прогресса в сфере туризма.