Украинский и польский президенты ориентируются на националистические круги в своих странах и не ищут компромисса в исторических вопросах, считают эксперты. Дескать, тема Волынской трагедии помогает отвлекать общественность от насущных проблем. Украину — от экономических, Польшу — от евроинтаграционных.
Друг друга не приглашали
Президент Украины Петр Порошенко и его польский коллега Анджей Дуда в воскресенье, 8 июля, порознь почтили память жертв Волынской трагедии.
Накануне польского «Национального дня памяти жертв геноцида, совершенного украинскими националистами», украинский Президент побывал в селе села Сагринь Люблинского воеводства, где открыл памятник украинцам, погибшим от рук польской Армии Крайовой в 1944 году. Визит состоялся по приглашению украинской общины, а не польского государства.
Затем глава государства посетил село Гончий Брод, где убивали украинцев. Анджей Дуда в это время посещал траурную мессу в луцком костеле, а впоследствии – поселок Олыка, где поклонился могилам убитых поляков. Польского президента украинская власть не приглашала, он приезжал в Украину по приглашению епископа римско-католической церкви Виталия Скомаровского.
Политолог Андрей Золотарев считает, что траурные мероприятия, проведенные Порошенко и Дудой по отдельности, приведут к очередному витку конфликта на исторической почве. «Власть не меняет своих позиций. Трактовка деятельности ОУН-УПА, которая обострила конфликт вокруг событий 1943-1944 годов, остается прежней. Рано или поздно это приведет к очередному обострению конфликта», — сказал он.
Напомним, Сейм Республики Польша в июле 2016 года установил траурный день в память о жертвах резни польского населения, устроенной бойцами ОУН-УПА во время Второй мировой войны. Этот день отмечается ежегодно 11 июля. В документе, принятом польскими депутатами утверждается, что в 1943—1945 годах были убиты более ста тысяч поляков.
Порошенко, выступая в Польше, назвал те события «братоубийственным польско-украинским вооруженным конфликтом».
«Меряться пролитой кровью наших народов и получать на трагедии политические дивиденды — это позорно и неприемлемо. Это путь в никуда», — заявил он.
А Дуда, выступая в Украине, заявил: «Это не была война — это была чистка этническая, чтобы убрать поляков с территорий, на которых они жили. Сто тысяч здесь замучены».
Дуда также отметил, что его поражает диспропорция, поскольку, по его словам, «украинцев во время тех событий погибло всего 5 тысяч». Он призвал «опираться на историческую правду», а также дать возможность польским семьям привести в порядок кладбища убитых родственников.
Андрей Золотарев считает, что украинский и польский президенты обращались каждый к собственной аудитории, а совместное чествование памяти погибших было бы превратно истолковано избирателями.
«Украинские националисты расценили бы это как проявление слабости со стороны Порошенко. А польские националисты также поддержали бы такие действия Дуды. Это говорит о референтности поведения, как Порошенко, так и Дуды», — сказал эксперт.
Следует напомнить, что в 60-ю годовщину трагических событий в 2003 году украинский и польский президенты Леонид Кучма и Александр Квасьневский чтили память погибших вместе. Тогда был открыт памятник украинско-польского примирения. Украинским парламентом и польским сеймом также было принято совместное украинско-польское заявление о том, что не может быть оправдания террору, насилию и жестокости.
В 70-ю годовщину совместных заявлений не было. Сейм заявил об этнической чистке с признаками геноцида, указав, что ее провели ОУН — УПА. В 73-ю годовщину в Польше ввели в законодательство понятие «геноцида, совершенного украинскими националистами». В 75-ю годовщину украинский и польский лидеры предпочли не встречаться на траурных мероприятиях.
Компромисс невозможен
Политолог Руслан Бортник считает, что примирение в исторических вопросах между польской и украинской властью невозможен до выборов 2019 года в Украине.
«Кризис между Украиной и Польшей в части трактовки прошлого не завершен. Польский президент Дуда будет ожидать украинских выборов, и действий и шагов от нового Президента и парламента. Тогда Польша попытается вернуться к поискам компромисса между странами», — заявил он.
Следует отметить, что еще до своей инаугурации 4 июля 2014 года Порошенко совершил визит в Варшаву. Там он встречался с президентом Брониславом Коморовским и американским лидером Бараком Обамой.
А после выборов в Польше новоизбранный президент Анджей Дуда отказался встречаться с Порошенко до своей инаугурации. Встреча, анонсированная украинской стороной на 27 мая 2015 года, не состоялась.
Накануне, 15 мая 2015 года, Порошенко подписал пакет законов о декоммунизации, и в частности закон «О правовом статусе и чествовании памяти участников борьбы за независимость Украины в ХХ веке». В нем ОУН–УПА признаются борцами за независимость, и устанавливается ответственность за пренебрежительное отношение к ним.
С тех пор отношения с Польшей не ладятся. Визит в Киев был последним заграничным визитом Анджея Дуды в 2015 году. Когда в июле 2016 года Порошенко прибыл на саммит НАТО в Варшаву, там стало известно, что Московский проспект в Киеве переименован в честь лидера ОУН Степана Бандеры.
В декабре 2016 года украинский Президент отправился в Варшаву по случаю 25-летия признания Польшей украинской независимости. Порошенко анонсировало совместную поездку с Дудой в польский Холм на открытие памятника уроженцу тех мест Михаилу Грушевскому. Но за несколько дней до визита из украинского посольства в Варшаве пришла информация об отмене поездки в Холм «в связи с непредвиденными обстоятельствами». Поговаривали, что Дуда не принял приглашения Порошенко — дескать, Грушевский слывет полонофобом.
Визит Дуды в Киев 13 декабря 2017 года был под вопросом. Причина — героизация Украинской повстанческой армии (УПА). Министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский озвучил такую формулировку: « Наше послание очень четкое: с Бандерой вы в Европу не войдете».
Тем не менее, визит состоялся. Но затем польские власти приняли изменения в закон об Институте национальной памяти, предусматривающей запрет пропаганды «бандеровской идеологии». За отрицание преступлений украинских националистов предусмотрен штраф или лишение свободы на срок до 3 лет.
В ту пору Руслан Бортник отмечал, что эксплуатация темы ОУН-УПА выгодна властям обеих стран. Ведь она позволяет отвлекать общественность Польши и Украины от главных проблем.
«В Польше и Украине похожи политические режимы, в которых всеми гуманитарными темами владеют националисты. Тема ОУН-УПА позволяет отвлекать общественность в двух странах от насущных проблем. Украину — от экономических, Польшу — от евроинтаграционных», — говорил он.
Тогда Польшу обещали лишить права голоса в ЕС «за сворачивание демократии». А теперь — в Европейском Союзе запустили санкции против Польши из-за ее спорной реформы судопроизводства.
Украинская же власть участвует в саммитах ЕС и НАТО, от которых эксперты не ждут прорывов. Блогер Андрей Головачев отмечает: «Не секрет, что на Западе уже сложился однозначный консенсус, что Петр Алексеевич не получит ни одного грамма поддержки на предстоящих выборах президента в Украине. Скорее всего, Порошенко уже дали понять, Запад не считает его кандидатуру такой, которая сейчас отвечает интересам украинского общества. А это приговор».