Андрей Кислов
17:15 03/10/2014

Порошенко и Турчинов спускают на тормозах особый статус на Донбассе

Законы, предусматривающие амнистию и особый порядок местного самоуправления на Донбассе, не вступили в силу. Спикер Турчинов признается, что «не спешит» передавать их на подпись Главе государства, а тот и не требует. По экспертному мнению, Президент уже не намерен вводить эти законы в действие. Возможно, он вернется к переговорам с Донецком и Луганском. Ведь там собираются провести свои выборы 2 ноября, а не 7 декабря, как прописал Порошенко.

Приняты, но не подписаны

Сегодня, 3 сентября, должен был заработать закон об особом порядке местного самоуправления и начаться амнистия участников вооруженного противостояния в отдельных районах Донбасса.

Но председатель Верховной Рады Александр Турчинов до ситх пор не передал эти законы на подпись Президенту.

Директор Института украинской политики Константин Бондаренко считает, что спикер намеренно саботирует вступление законов в силу.

«Турчинов демонстрирует свою непричастность к этим законам и саботирует их подписание. Это — прямое нарушение законодательства», — сказал эксперт.

Напомним, 16 сентября на закрытом заседании Верховная Рада приняла Закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». За него проголосовало 277 нардепов.

Депутаты также амнистировали участников ДНР и ЛНР, приняв закон «О недопущении преследования и наказания лиц — участников событий на территории Донецкой и Луганской областей». За него проголосовало 287 депутатов.

Что требует Конституция

Автором обоих законов выступил Президет Порошенко. Согласно ст. 93 Конституции, закопроекты были рассмотрены вне очереди, как неотложные. Согласно ст. 94 Конституции, спикер обязан их подписать и немедленно передать Президенту. У Главы государства есть 15 дней для того, чтобы ввести законы в действие своей подписью.

Если законы Президента не устраивают, он может вернуть их в парламент, для повторного рассмотрения со своими мотивированными замечаниями. А если Президент не накладывает вето, но и не подписывает законы, то они считаются принятыми. Тогда их следует опубликовать с подписью председателя Верховной Рады.

Пятнадцатидневный срок, отведенный на подписание, миновал 1 октября. На следующий день законы должны были увидеть свет в газете «Голос Украины». А 3 октября они должны действовать.

Однако Александр Турчинов, по его словам, поручил парламентскому комитету по вопросам Регламента проверить легитимность процедуры прохождения и рассмотрения законов об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей и об амнистии.

Пересмотр уже принятых законов не относится к полномочиям спикера (ст. 78 Регламента ВР). По Конституции, правом вернуть закон на повторное рассмотрение обладает лишь Президент.

Регламентный детектив

Глава Регламентного комитета Владимир Макеенко (внефракционный) в разговоре с ГолосUA наотрез отказался комментировать ситуацию. Его заместитель Валерий Карпунцов (УДАР) и секретарь комитета Валентин Матвеев (внефракционный) также отказались от комментариев по разным причинам.

На официальном сайте Верховной Рады последним этапом прохождения законопроектов указано их принятие 16 сентября.

«Документы готовятся к подписанию», — сообщает пресс-служба Верховной Рады.

Впрочем, Александр Турчинов уже публично признал, что намеренно задерживает подписание законопроектов.

«Я не спешу подписывать эти законы, чтобы исключить любые спекуляции, связанные с их принятием», — заявил он в прессе.

Константин Бондаренко уверен, что Президент вправе затребовать законы из парламента. А директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский считает, что Глава государства просто не хочет этого делать.

«Президент не спешит требовать законы на подпись. В ситуации правового нигилизма проходит договорной матч Порошенко-Турчинов. Один делает вид, что не подписывает законы потому, что их ему не прислали, а другой не присылает, потому, что их не запрашивают», — сказал эксперт.

Что не вступило в силу

Законы, принятые 16 сентября, предусматривают амнистию участников вооруженного противостояния. В течение месяца они должны сдать оружие, а в ответ предлагается закрыть все уголовные дела.

В тех районах Донбасса, которые контролируют ДНР и ЛНР, вводится особый порядок местного самоуправления. Там гарантируется свободное использование русского языка. В бюджете Украины предусматривается особая статья расходов на развитие региона.

Причем, сумма не может быть уменьшена, даже если другие статьи бюджета сокращаются. Власть на этих территориях осуществляют органы местного самоуправления. Судей и прокуроров можно назначать только с их согласия.

Порядок контролирует народная милиция, подчиняющаяся местным советам, которые никто не имеет право распустить. А отношения с Киевом строятся на договорной основе.

Для формирования местных органов власти предлагаются досрочные выборы, которые запланированы на 7 декабря.

Новые переговоры

Михаил Погребинский считает, что Президент Порошенко пошел на попятную.

«Являясь автором этих законов, Президент много раз оправдывался, что их неверно поняли. Теперь он пошел на попятную и не настаивает на вступлении законов в силу. Законы были созданы в результате договоренностей с Кремлем и Евросоюзом. В их основу легли соглашения, достигнутые на трехсторонних переговорах в Минске с участием представителей ДНР и ЛНР. Но дату выборов с Донецком и Луганском не обсудили», — сказал эксперт.

Он напомнил, что ДНР и ЛНР решили проводить собственные выборы 2 ноября, а не 7 декабря, как предлагает Киев.

«Президенту не с руки подписывать закон, если выборы пройдут в другое время. Он уже заявил, что не признает этого волеизъявления, а те местные выборы, которые предлагает Порошенко в Донецке и Луганске, проводить не собираются. Похоже, Глава государства занял выжидательную позицию. Он ожидает предложений с противоборствующей стороны, чтобы продолжить переговоры», — заключил эксперт в комментарии ГолосUA.

Читайте также по теме