Президентские законопроекты о местном самоуправлении в Донецке и Луганске, по мнению экспертов, призваны продемонстрировать формальное соблюдение Украиной Минских договоренностей. Они были заключены таким образом, что выборы должны пройти до закрытия границ. Эксперты считают, что Порошенко выполнять это условие не собирается. Ведь 90 миллиардов оборонного бюджета начали осваивать, а численность ВСУ увеличили до 250 тысяч человек.
Особый статус Донбасса не выгоден Киеву
Во вторник, 17 марта, Верховная Рада может определить границы отдельных районов Донбасса, где вводится особый режим местного самоуправления. Там предлагается назначить местные выборы на воскресенье, 7 декабря. Соответствующие законопроекты зарегистрировал накануне Президент Порошенко. Эксперты уверены, что законопроекты приурочены к встрече Петра Порошенко с канцлером Германии Ангелой Меркель. «Президент подал законопроекты для того, чтобы продемонстрировать соблюдение Украиной Минских соглашений. Но эти законопроекты выполняться не будут»,- сказал ГолосUА директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала.
Руководитель аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев считает, что «особый статус» ряда районов Донбасса невыгоден украинским властям. «Президент обещал выполнять Минские соглашения, и должен это делать. Но стабилизация на Донбассе невыгодна «партии войны». Кто будет осваивать 96 миллиардов, выделенных на войну, когда подписаны контракты по военным заказам? Куда девать 250 тысяч человек, задействованных в армии? Пока идет вялотекущая война, она многое покрывает. Олигархи живут, как ни в чем не бывало, а уровень жизни простых украинцев падает день ото дня. Тем временем, любая критика власти приравнивается к государственной измене. Поэтому, достижение мира невыгодно власти, которой будет нечем оправдаться за урезание социальных гарантий»,- сказал эксперт ГолосUA.
Отметим, что в интервью газете Bild Петр Порошенко назвал Минские соглашения провальными. «Правда в том, что соглашения не работают. Минские договоренности стали для нас надеждой, а не реальностью», — сказал он, потребовав продления санкций против РФ до конца года.
Дебальцево оказалось вне закона
В президентском законопроекте указано, что особый порядок временно вводится в районах, городах, поселках и селах, которые находятся на территориях, расположенных между государственной границей Украины с Российской Федерацией, Азовским морем и линией, которая определена Минским меморандумом от 19 сентября 2014 года. То есть Дебальцево, Углегорск и другие населенные пункты, контроль над которыми был утрачен с сентября, под закон не подпадают. Напомним, что Минские соглашения от 12 февраля, заключенные в ходе переговоров Президента Порошенко, президента РФ Владимира Путина, канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Франсуа Олланда предусматривают местные выборы.
Незамедлительно, в течение 30 дней после Минской встречи (До 13 марта) Верховная Рада должна была принять постановление с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Этот Закон предусматривает гарантии использования русского языка, предоставляет широкие полномочия местному самоуправлению. По этому закону, органы местной власти будут строить отношения с Киевом на договорной основе. Они будут влиять на назначение судей и прокуроров. В отдельных районах Донбасса создадут отряды народной милиции. Центральная власть обязуется поддерживать социально-экономическое развитие региона.
В Минском соглашении указывается, что до конца 2015 года в Украине будет проведена конституционная реформа, предусматривающая децентрализацию. Только после этого будет восстановлен контроль на границе.
Закон есть, а статуса-нет
Закон Украины "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" был принят Верховной Радой 16 сентября и подписан Президентом 16 октября. Закон вступил в силу 20 октября 2014 года. Уже третьего ноября Порошенко заявил, что «инициирует отмену» этого закона, но не сделал этого (Закон легко найти в базе законодательства на официальном сайте Верховной Рады). А 12 февраля Президент договорился с Путиным Меркель и Олландом об этапах выполнения данного закона.
14 марта Порошенко зарегистрировал в Раде проект постановления «об определении отдельных районов, городов, поселков и сел Донецкой и Луганской областей, в которых вводится особой порядок местного самоуправления». А 16 марта — проект Закона о внесении изменения в статью 10 Закона Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Но председатель Верховной Рады Владимир Гройсман заявляет: «В прессе звучит то, что законы, внесенные Президентом в парламент, предусматривают какой-то особый статус. Я думаю, что это ошибка, поскольку ни одного слова в законе о особом статусе нет и он не предусмотрен для отдельных территорий Донецкой и Луганской областей».
«Хочу подчеркнуть. Ни одного вопроса об особом статусе территорий, предоставлении каких-то отдельных полномочий сегодня речь не идет….Речь идет о выполнении нашей части Минских соглашений», — подчеркнул спикер на брифинге в Верховной Раде.
А лидер фракции БПП Юрий Луценко заявил, что выборы возможны, когда «на этих территориях восстановятся украинские флаги, украинские патрули и украинский закон». Хотя в тексте президентского законопроекта отмечается, что выборы в отдельных районах Донбасса смогут пройти при обеспечении свободы предвыборной агитации, равных возможностей доступа к СМИ и восстановления с этой целью украинского теле- и радиовещания, обращения украинских печатных СМИ.
Жалко денег на соцвыплаты?
Обещанный в Минске в диалог о проведении выборов должен начаться в первый же день после отвода войск (планировалось-в воскресенье 1 марта).
Также Минские договоренности предусматривали полное восстановление социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий. «Германия и Франция окажут техническую поддержку для восстановления сегмента банковской системы в затронутых конфликтом районах, возможно, путем создания международного механизма для содействия осуществлению социальных выплат»- сказано в Декларации, подписанной Порошенко, Путиным Меркель и Олландом. Политолог Вадим Карасев заявил в прессе, что сомневается в выполнении этих договоренностей. « Там ведь надо амнистию проводить, к которой, судя по риторике, украинская власть не готова. И соцвыплат Киев возобновлять не будет как минимум до выборов в Донбассе»,- сказал он.
Напомним, что в ноябре премьер-министр Арсений Яценюк заявил о прекращении выплат пенсий в неконтролируемых районах. В ноябре Пенсионный фонд оценивал задолженность перед пенсионерами Донецка и Луганска в 5 миллиардов гривен. Там проживало 1,2 миллиона пенсионеров.
А теперь председатель правления Пенсионного фонда Алексей Зарудный заявляет, что для переоформления пенсии на контролируемой Украиной территории обратились 920 тысяч человек. «Из них на сегодняшний день 807 тысяч уже получают у нас пенсии»,- сообщил Зарудный в СМИ.
Чего на самом деле добивается Порошенко
Директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов считает, что целью политики Банковой является замораживание конфликта на Донбассе. «Несмотря на Минские договоренности, никаких выборов до закрытия границ на Донбассе не будет. Порошенко стремится заморозить конфликт, чтобы не допустить расширение ДНР и ЛНР. И замораживание конфликта соответствует позиции Европы и США»,- сказал он в комментарии ГолосUA.
Напомним, что Президент США Барак Обама отказал Украине в поставках оружия. "Прежде всего, поставки летального оружия в Украину могут привести к большему кровопролитию, а мы пытаемся этого избежать", — пояснил представитель Белого дома Джош Эрнест, подчеркнув, что президент США считает, что решение вооруженного конфликта в Украине не лежит в военной плоскости. Ранее главы внешнеполитических ведомств стран-участников Евросоюза не смогли достичь соглашения в вопросе усиления санкций против РФ. Польский министр иностранных дел Гжегож Схетына заявил, за последние недели не произошло ничего такого, что могло бы стать причиной разговоров об ужесточении санкций. Он подчеркнул, что сейчас можно говорить об определенной степени "замороженного конфликта" на Востоке Украины.