Андрей Кислов
15:03 05/04/2015

Порошенко может ввести военное положение вместо местных выборов

Новый закон о военном положении решили принять ровно через год после начала АТО. По экспертному мнению, Президент может им воспользоваться, если под сомнением окажется успех его политсилы на местных выборах. От ответственности Порошенко уходит — военное положение он хочет вводить по рекомендации СНБО, а Ставки верховного главнокомандующего создавать не будет.

Местных выборов может не быть

На пленарной неделе 7-10 апреля Верховная Рада рассмотрит проект закона «О правовом режиме военного положения» поданный Президентом Порошенко.  Он должен заменить действующий закон, принятый в 2000 году. Эксперты отмечают, что введение военного положения на отдельных территориях сделает невозможным проведение местных выборов по всей Украине. «Военное положение предусматривает ограничение прав и свобод. При его введении о выборах не может быть и речи»,- сказал в комментарии ГолосUA директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.

«Если Порошенко увидит, что его рейтинг падает, как рейтинг премьера Яценюка, он может ввести военное положение в отдельных районах. А военное положение, например, в Мариуполе перечеркнет выборы по всей стране»,- сказал ГолосUA директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов.

Отметим, что 2 апреля Президент Порошенко заявил, что 25 октября местные выборы пройдут по всей Украине. А 3 апреля он зарегистрировал законопроект «О правовом режиме военного положения», который предусматривает запрет на изменение Конституции, проведение всеукраинского и местных референдумов, забастовок, президентских и парламентских выборов, выборов органов местного самоуправления (ст. 19). А военное положение может быть введено как по всей стране, так и в отдельных местностях (ст. 1).

Страховка от переворота

В президентском законопроекте говорится, что Главу государства нельзя будет отстранить в условиях военного положения. Так, согласно законопроекту, полномочия Президента Украины, предусмотренные Конституцией Украины, в условиях военного положения не могут быть ограничены (Ст. 11). «В случае окончания срока полномочий Президента во время военного положения его полномочия продлеваются до вступления на пост Президента, избранного после отмены военного положения»,- говорится в проекте закона. 

Сергей Толстов отмечает, что законопроект содержит механизм защиты от государственного переворота. «Закон принимают в новых условиях, когда конфликт Президента Порошенко и олигарха Игоря Коломойского показал реальную опасность переворота в стране. Ведь вооруженные люди «брали под охрану» государственные здания в центре столицы, шла речь о тысячах бойцов, которые могут прибыть в Киев. Придя к власти в результате Майдана, Порошенко понимает, что может ее потерять в результате переворота, совершенного в интересах финансово-промышленных групп»,- сказал эксперт.

Напомним, что 19 марта вооруженные люди в камуфляже вошли в офис компании «Укртранснафта». По словам главы наблюдательного совета «Укртранснафты» Александра Савченко, олигарх Игорь Коломойский угрожал, что привезет в Киев 2 тысячи бойцов своих батальонов. А 22 марта вооруженные люди с бронетехникой забаррикадировали предприятие «Укрнафта». Их разоружили 25 марта. В настоящее время власти ведут переговоры о подчинении добровольческих частей ЗСУ и Нацгвардии.

Уход от ответственности

«Проект закона о военном положении содержит ряд положений, позволяющих Порошенко избежать персональной ответственности. Она перекладывается на коллективные органы, а Глава государства остается чист от возможных обвинений в узурпации власти, введении диктатуры и т.п. Это важно для него на фоне конфронтации с окружением премьер-министра и нестроений в парламентской коалиции. Там найдется достаточно желающих инициировать импичмент»,- сказал Сергей Толстов.

Отметим, что по закону от 6 апреля 2000 года, военное положение вводится Указом Президента. Теперь предложение о введении военного положения в Украине или отдельных местностях на рассмотрение Президенту подает Совет нацбезопасности и обороны (ст.5),хотя главой этого коллегиального органа является сам Президент.

Если ранее Президенту предписывалось создать рабочий орган — Ставку верховного главнокомандования — и осуществлять стратегическое планирование, то теперь о Ставке речь не идет. Ответственность возложена на Генштаб. Президент осуществляет лишь общее руководство, а решение о применении армии принимает только по предложению СНБО (ст. 11).

Кабмин — в соучастники

Как и в действующем законе, по президентскому законопроекту полномочия Верховной Рады во время военного положения не могут быть прекращены. Она должна работать в сессионном режиме. «В случае окончания срока полномочий Верховной Рады Украины, во время действия военного положения ее полномочия продолжаются до дня первого заседания первой сессии Верховной Рады Украины, избранной после отмены военного положения», — говорится в документе (ст. 11). Как и прежде не могут быть прекращены полномочия омбудсмена, судов и органов прокуратуры.

Однако законопроект Порошенко снимает запрет на прекращение полномочий органов местного самоуправления, исполнительной власти на местах, органов, осуществляющих оперативно- розыскную работу и досудебное следствие. Если раньше нельзя было распустить Верховную Раду, «министерства и другие органы исполнительной власти», то теперь в военное время нельзя будет прекратить полномочия Президента, Верховной Рады и Кабмина (ст. 10).

Военно-гражданская власть

Новшеством в законопроекте стало  положение о военно-гражданских администрациях. Закон о таких администрациях был принят в феврале. Он предусматривал создание таких органов в зоне АТО, в случае, если местные советы не выполняют своих функций.

В марте Президент уже создал военно-гражданские администрации в Донецкой и Луганской областях. А теперь он предлагает создавать военно-гражданские администрации при введении военного положения. По законопроекту они получат право на такие меры правового режима военного положения:

  1. установление усиленной охраны важных объектов национальной экономики и введение особого режима их работы;

  2. введение трудовой повинности;

  3. принудительное отчуждение имущества (в том числе частного);

  4. запрет митингов и массовых мероприятий;

  5. поднятие вопроса о запрете политических партий,

  6. регулирование работы  издательств, СМИ, телерадиоорганизаций, театров

  7. установление особого режима в сфере производства и реализации лекарственных средств,;

  8. эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей,

  9. отстранение с должностей руководителей любых предприятий и организаций,

  10. принятие дополнительных мер по усилению защиты государственной тайны;

  11. интернирование (принудительное переселение) граждан иностранного государства, «которое угрожает нападением, осуществляет агрессию против Украины».

Отметим, что новый закон о военном положении решили принять ровно через год после начала антитеррористической операции. Ведь 7 апреля 2014 года исполняющий обязанности президента Александр Турчинов (теперь-секретарь СНБО) объявил о начале АТО в Донецкой и Луганской областях. По данным ООН, с тех пор там погибли свыше шести тысяч человек, более 15 тысяч получили ранения.

Читайте также по теме