Новый закон призван облегчить жизнь волонтерскому движению. Но сами волонтеры, работающие в зоне АТО, сочли ряд его положений коррупционными и ожидают пополнения в рядах примазавшихся проходимцев. А по экспертному мнению, закон открывает широкое поле для контроля над финансовыми потоками со стороны олигархических группировок. Отсутствие государственного регулирования, дескать, облегчает отмывание денег и выведение их в тень.
«Бесплатно», но не «бескорыстно»
С 1 апреля вступают в силу изменения в закон о волонтерской деятельности, которые утвердил Президент Порошенко. Цель — «содействие развитию волонтерского движения в Украине, повышение качества предоставления волонтерской помощи». Для этого из закона исключили положение о регистрации волонтерских организаций, обязательное страхование волонтеров и т.д. Отменен принцип бескорыстности. Расходы волонтеров, в том числе и на оформление зарубежных виз, могут быть возмещены из государственного или местного бюджета.
У волонтеров такие изменения вызвали подозрения. «Это — стопроцентная коррупционная схема, которой будут пользоваться чиновники, обладающие «карманными» волонтерскими организациями. Настоящим волонтерам в зоне АТО никто расходов не компенсирует. А возможность получить средства будет у тех, кто имеет доступ к бюджетам», — сказал Голос UA руководитель организации «Волонтеры Полесья» Валерий Мисько.
«Не верю, что кто-то будет компенсировать расходы волонтерам, работающим в зоне АТО. Такого не бывает», — сказал Голос UA волонтер из Черкасс Владимир Валявский.
Контроль над потоками
Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник считает, что закон будет способствовать «тенизации» экономики. «Закон касается не только волонтерского движения, связанного с событиями на Юго-Востоке. Теперь правами волонтерских организаций смогут пользоваться любые общественные организации, привлекающие к работе волонтеров на бесплатной основе. Это будет способствовать отмыванию денег, выведению их в теневой сектор экономики», — сказал он.
Эксперт отмечает развернувшуюся борьбу за контроль над финансовыми потоками в зоне АТО. «В борьбе олигархов за средства для армии, за потоки товаров в Украине и на неконтролируемой территории, создается параллельная система контроля через волонтерские и псевдоволонтерские группы. Денежные потоки выходят из-под контроля государства. Вместо него оборот средств будут регулировать финансово-промышленные группы», — отметил эксперт в комментарии Голос UA.
Если ранее волонтерские организации могли использовать поступления только на конкретные цели, согласно уставу, то теперь этого не требуется. Раньше юридические и физические лица могли потребовать отчета о целевом использовании пожертвованных ими средств. Отныне волонтеры отчитываться не обязаны.
Свобода от отчетности
Отныне в перечень волонтерской деятельности включены оказание помощи Вооруженным силам Украины, правоохранительным органам, органам государственной власти во время действия особого периода, правовых режимов чрезвычайного или военного положения, проведения антитеррористической операции.
Отметим, что Закон о волонтерской деятельности был принят в апреле 2011 года в преддверии футбольного чемпионата ЕВРО-2012. В нем предусматривалось понятие «волонтерская организация». Волонтеры осуществляли деятельность по договору с такими организациями. Теперь привлекать к их к работе могут организации и учреждения не зарегистрированные как «волонтерские». А сами волонтеры могут работать индивидуально.
Валерий Мисько прогнозирует появление большого числа фиктивных волонтеров. «У себя в Житомире мы проводили рейд. Ни одна из личностей с пластиковой коробкой, которая не успела скрыться, не оказалась настоящим волонтером. Все их документы были фальшивыми. А теперь, для таких открыт зеленый свет — ведь им разрешили не иметь никакого удостоверения. Достаточно заявить, что ты, дескать предоставляешь волонтерскую помощь индивидуально», -сказал В. Мисько.
Отметим. Что ст. 7 закона «О волонтерской деятельности» предусматривает, что волонтеры могут предоставлять помощь индивидуально, при этом они обязаны сообщать получателям помощи, о том, что не сотрудничают с организациями и учреждениями.
На фронт без страховки
Закон, подписанный Президентом, был принят Верховной Радой 5 марта. «Волонтерская деятельность приносит в социальную сферу новые, как правило, творческие и смелые идеи по решению острых и сложных проблем… Это механизм, с помощью которого люди могут прямо адресовать свои проблемы тем, кто способен их решить», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту, авторами которого выступили 15 народных депутатов, среди них: представитель «Батькивщины» Иван Крулько, бывший боец батальона «Днепр» Владимир Парасюк, экс-заместитель Игоря Коломойского Борис Филатов.
У парламентских юристов такая мотивация законопроекта вызвала замечания. «Следует обратить внимание на отсутствие в пояснительной записке надлежащего обоснования необходимости принятия поданного законопроекта», — отметил руководитель Главного научно-экспертного управления парламента Василий Борденюг.
Он высказал замечания и в отношении изменений страхового законодательства, по которым страхование жизни и здоровья волонтеров исключается из перечня видов обязательного страхования и становится добровольным.
«Решения вопроса о страховании жизни и здоровья волонтеров не может ставиться в зависимость от доброй воли организаций, которые привлекают волонтеров. К тому же, как показывает практика, волонтеры нередко оказывают помощь в местах вооруженных конфликтов, территориях, пострадавших от чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, в связи с чем существует реальная угроза для их жизни и здоровья», — подчеркнул Борденюг.
Волонтер Владимир Валявский отмечает: «Со страхованием волонтеров и так были проблемы, а теперь их вообще не будут страховать».
500 минимумов за смерть
В новом законе предусмотрена выплата единовременного денежного пособия в случае гибели или инвалидности волонтера вследствие ранения, контузии, травмы или увечья, полученного в зоне АТО.
Если волонтер погиб, его родным заплатят 500 прожиточных минимумов. (В этом году этот минимум составляет 1176 грн.). При инвалидности I группы — 250 прожиточных минимумов. За II группу — 200 прожиточных минимумов, за III группу — 150.
Для получения помощи понадобится справка судебно-медицинской экспертизы о причинах смерти или медицинская справка о характере полученных ранений в районе АТО. Нужны документы, подтверждающие, что там осуществлялась волонтерская деятельность. Может понадобиться свидетельство командира военной части, руководителя правоохранительных органов или органов государственной власти, находящихся непосредственно в районе АТО.