Законопроект о признании организаций террористическими создает основу для злоупотреблений. По экспертному мнению, под него могут попасть политические оппоненты власти, бизнес–конкуренты и просто неумные пользователи Интернета. Ведь террористической организацией может считаться объединение трех и более человек, при этом материалы расследований будут собирать в телекоммуникационных сетях. А ДНР И ЛНР тут ни при чем. Рада безуспешно назвала их «террористами» еще в прошлом созыве.
«Наполнить людьми»
Правительственный законопроект относительно признания организаций террористическими прописывает юридический механизм процесса. Об этом заявил нардеп от «Блока Петра Порошенко», генерал юстиции Виктор Чумак.
«Мы создали политическую оболочку, а сегодня мы наполним ее конкретными людьми», — сказал он.
Чумак напомнил о недавно принятом законе о заочном осуждении.
«Это дает возможность возбуждать уголовные дела, применять заочное осуждение, конфисковать имущество и так далее», — подчеркнул он.
Напомним, 7 октября по инициативе правительства Верховная Рада разрешила выносить приговоры заочно – без присутствия обвиняемых. 16 января этот закон расширили, а министр внутренних дел Арсен Аваков заявлял, что после вынесения приговора суда государство получает право конфисковать активы беглых правонарушителей, не дожидаясь их поимки.
А 27 января Верховная Рада приняла за основу законопроект, позволяющий обвинять в коллективном терроризме. Как отмечает его автор – министр юстиции Павел Петренко, — в Уголовном кодексе есть статья за создание террористической организации (Ст. 258-3 предусматривает от 8 до 15 лет лишения свободы), а механизма применения пока нет.
«Был бы закон, а люди найдутся»
Руководитель аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев считает , что законопроект о признании организаций террористическими открывает простор для злоупотреблений.
«Законопроект дает широкое поле для злоупотреблений. По нему могут быть осуждены пользователи соцсетей, которых можно обвинить в «призывах» или «пособничестве». Ведь СБУ будет собирать материалы в каналах телекоммуникаций. Настораживает также положение о закрытии предприятий. Оно может быть использовано для простого рейдерства под видом борьбы с террором. Ведь в терроризме можно обвинить кого угодно . По украинскому законодательству к нему относится даже «запугивание органов власти». Как говорится — был бы закон, а люди найдутся», — сказал он.
Отметим, что согласно законодательству (Ст. 1 Закона о борьбе с терроризмом) террористической организацией может считаться «устойчивое объединение трех и более человек».
Организация признается террористической, если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома хотя бы одного из руководителей.
Два пути-одна цель
Законопроект предусматривает два варианта признания организации «террористической».
В одном варианте – решение принимает суд. В другом — Совет нацбезопасности и обороны.
«Это- квазиюстиция. По сути предлагается юридическая процедура, по которой секретарь Турчинов готовит решение, которое утверждает председатель СНБО Порошенко. А затем Порошенко вводит решение в действие президентским указом. Ни суда, ни следствия не нужно. Очень похоже на приговор «тройки» НКВД», — сказал Андрей Золотарев. (СМ. ИНФОГРАФИКУ)
Мнения экспертов
Право СНБО определять террористов вызвало возражения у парламентских юристов.
«Совет национальной безопасности и обороны Украины является политическим органом, а не органом, который осуществляет правосудие», — отмечает первый заместитель начальника главного научно-экспертного управления Верховной Рады Сергей Гудзинский.
Он отмечает, что: «оценка достоверности и доказательной силы соответствующих документов, а также квалификация действий, о которых говорится в этих документах, как «террористической деятельности», является сугубо юридической деятельностью».
Директор Института проблем терроризма, коррупции и организованной преступности Андрей Дорошенко считает, что законопроект позволяет обвинять в терроризме по косвенным уликам и агентурным данным.
«Для признания организации «террористической» через суд требуется некое количество улик, юридических документов, показаний свидетелей. Но на сбор этой информации нужно потратить немало времени, а ее не всегда достаточно», — сказал он.
А как же ДНР и ЛНР?
Голосуя за законопроект, 270 депутатов Верховной Рады были уверены, что голосуют за скорейшее признание «террористическими организациями» ДНР и ЛНР. Однако политолог Сергей Белашко не видит близкой перспективы того, что такое решение будет поддержано на международном уровне.
«Из-за того, что Украина в очередной раз попросит называть ДНР и ЛНР террористическими организациями, думаю, никто этого делать не будет. В международной политике есть трепетное отношение к терминам. На заседании Совбеза ООН, если отследить лексику, четко просматриваются соответствующие тенденции. Представитель Украины говорит о «террористах», России — «ополченцах», США – «поддерживаемых Россией сепаратистах», а все остальные — о «повстанцах»», — отметил Белашко.
Он напомнил, что 22 июля 2014 года Верховная Рада VII созыва приняла постановление №4326а, в котором обратилась к международным организациям и правительства стран мира с призывом «признать самопровозглашенные "Донецкую и Луганскую народные республики" террористическими организациями». За него проголосовало 236 нардепов.
«Столь низкое количество парламентариев, поддержавших инициативу, вызвало бурю эмоций у Петра Порошенко, который сделал это голосование одним из основных аргументов для проведения внеочередных парламентских выборов, так как депутаты недостаточно активно борются с террористической угрозой. На данный момент возвращаться к этому и принимать еще одно постановление бессмысленно», — сказал эксперт в комментарии ГолосUA.