Камнем преткновения при обсуждении в Раде изменений Основного закона послужило упоминание особенностей местного самоуправления на Донбассе. Разногласия, как отмечают эксперты, поставили правящую коалицию на грань распада. Но, увлекшись одним пунктом, нардепы оставили без внимания остальные положения законопроекта, которые, дескать, укрепляют президентскую власть.
«Президентская хитрость»
В четверг, 16 июля Верховная Рада внесла в повестку дня и отправила в Конституционный суд изменения в Конституцию, предполагающие децентрализацию. « За» проголосовали 288 депутатов, «против» высказались 58.
Президентский законопроект предполагает административно-территориальную реформу с укрупнением общин и районов, передачу исполнительной власти на местах префектам, вместо губернаторов, предоставляет Президенту право роспуска местного самоуправления. А 15 июля был обнародован президентский законопроект с пометкой «доработанный». Отличием от первой редакции, зарегистрированной 1 июля, стал пункт Переходных положений о том, что особенности местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом.
Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев отмечает, что этот именно этот пункт стал объектом обсуждения в Парламенте. «Президент пошел на хитрость, и вывел из фокуса общественного внимания укрепление своей власти», — сказал он.
«Шаг к распаду коалиции»
Голосование проходило в присутствии Президента и правительства. Также в парламенте присутствовали: Замгоссекретаря США Виктория Нуланд, Посол США в Украине Джеффри Пайетт глава представительства Европейского Союза в Украине Ян Томбинский . Против изменений Конституции голосовало большинство "Самопомичи" и вся фракция Радикальной партии.
Экс-нардеп от «Батькивщины» и бывший сумской губернатор Владимир Шульга отмечает: «Сегодня Рада сделала первый шаг к распаду коалиции. Не голосование двух из пяти фракций коалиции (1- голос «Самопомочи» не считаю) за изменения в Конституцию показало, что де-факто у нардепов нет понимания ни ситуации в парламенте, ни ситуации в Украине. Как это ни грустно, но прогнозы политологов о том, что эта Верховная Рада не доработает до конца своего срока, сегодня подтверждаются».
Камень преткновения
Как сообщил нардеп из фракции «Народный фронт» Леонид Емец, замгоссекретаря США Виктория Нуланд убеждала народных депутатов в необходимости поддержать редакцию изменений в Конституцию с упоминанием Донбасса. « Нуланд настаивала на том, что это должны быть демонстрация выполнения Украиной минских соглашений», – сказал он журналистам в кулуарах парламента. Нардеп от «Батькивщины» Игорь Луценко заявил о давлении «иностранных посольств» на депутатов, чтобы они проголосовали изменения в Конституцию. «Давление есть, не на всех, но на отдельных депутатов, которые не определились с позицией по этому вопросу», — сказал он СМИ.
А глава фракции «Блок Петра Порошенко» Юрий Луценко –заявил: «Кто голосует против — надевайте камуфляж и отправляйтесь на фронт». Он пояснил: «Никакого особого статуса по поводу регионов здесь нет. Слова «статус», и тем более «особый статус» в документе нет. В переходных положениях есть действительно ссылка на закон. Но этот закон вы тут сами приняли! Закон про особый статус. И он действует три года при девяти условиях, среди которых вывод войск», – пояснил он.
Статус или не статус
Выступая в парламенте, Президент Порошенко заявил: «Проект изменений в Конституцию не предусматривает и не может предусматривать никакого, как сегодня написали некоторые СМИ особого статуса Донбасса». Он пояснил, что речь идет лишь о возможности «специфического порядка осуществления местного самоуправления в отдельных административно-территориальных единицах Донецкой и Луганской областей», А предложенная норма «никоим образом не выходит за пределы Минских договоренностей».
Напомним, Минское соглашение, утвержденное лидерами Украины, РФ, Франции и Германии 12 февраля, предусматривает проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой Конституции, предполагающей децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов).
Закон уже принят
Закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей был принят 18 октября 2014 года. В марте в него были внесены изменения, согласно которым особый порядок начнет действовать после проведения только после проведения там внеочередных выборов, в соответствии с Конституцией Украины.
Однако, Леонид Емец заявил, что упоминание в Конституции «автоматически означает, что это не право Верховной Рады принимать или не принимать закон об особенностях местного самоуправления. Это будет обязанностью парламента принять этот закон в любом случае. То есть это означает, что пока норма не исчезнет из Конституции, закон об особом статусе Донецкой и Луганской областей будет обязанностью». А вице-спикер Оксана Сыроид («Самопомич») заявила в Facebook: «мир хочет навязать нам теперь «особый статус» для «ДНР» и «ЛНР»
Отвлекающий маневр
Вадим Карасев отмечает, что критикуя норму о самоуправлении на Донбассе, депутаты не обсудили остальные положения президентского законопроекта.
В частности, Президент получит право прекращать полномочия органов местного самоуправления. ( Сейчас по ст. 78 Закона о местном самоуправлении, при наличии выводов суда, Верховная Рада объявляет досрочные выборы ( ст. 85 п.30 Конституции)). Само же местное самоуправление потеряет возможность влиять на исполнительную власть. Если сейчас местный совет может выразить недоверие губернатору (ст. 118 Конституции), то по новым правилам уволить префекта может только Президент.
Спикер Верховной Рады Владимир Гройсман надеется, что Конституционный Суд предоставит вывод о проекте изменений в Конституцию в части децентрализации до конца августа.
Поскольку, текущая сессия закрываться не будет и парламентарии продолжат работу без летних каникул, они смогут одобрить изменения в Конституцию 226 голосами в первом чтении в августе. Далее, согласно ст. 155 Конституции,законопроект должен быть принят на следующей очередной сессии Верховной Рады (стартует 1 сентября) не менее чем двумя третями от конституционного состава парламента — 300 голосов.