Конституционная реформа может быть отложена на будущий год. Ведь Венецианская комиссия больше не изучает проект изменений украинской Конституции. В частности, откладывается ликвидация местных государственных администрации, глав которых назначает Президент.
Накануне инаугурации Петра Порошенко на пост Президента из Венецианской комиссии отозвали проект изменений в Конституцию. Об этом сообщил представитель Украины в Венецианской комиссии Сергей Кивалов.
«Украинский вопрос планировался к рассмотрению на 99 сессии Венецианской комиссии, которая состоится 13-14 июня. Но по всей вероятности, вопрос внесения изменений в Конституцию Украины не будет рассмотрен в Венеции в связи с тем, что проект изменений был отозван Главой Верховной Рады Украины. Очевидно, документ не был согласованным», — заявил Сергей Кивалов.
Таким образом, изменения в украинскую Конституцию могут быть рассмотрены на следующих пленарных сессиях Венецианской комиссии. А их до конца года будет только две.
Юбилейная, сотая сессия, будет проходить в Риме 10-11 октября, а затем комиссия соберется лишь 12-13 декабря в Венеции. Если украинский вопрос перенесут на осень, Конституционная реформа в нашей стране будет отложена до 2015 года (см. ИНФОГРАФИКУ).
Борьба за власть определяет вектор политики
Правительство анонсировало, что изменения Конституции будут предполагать, в частности, децентрализацию власти. Для этого упразднят областные и районные государственные администрации (которые сегодня осуществляют исполнительную власть согласно ст. 118 Конституции)
Функции государственных администраций планируют передать исполнительным комитетам областных и районных советов. Петр Порошенко пояснил, что депутаты местных советов будут избирать главу исполкома вместо того, чтобы Киев назначал главу госадминистрации.
«Это будет, с одной стороны, проявление открытости и доверия к ним. С другой стороны, резко увеличит ответственность общины за эффективность и деятельность местной власти», — заявил Порошенко.
Директор Института украинской политики Константин Бондаренко считает, что децентрализация не выгодна самому Петру Порошенко.
«Пока политики борются за президентский пост, они выступают за ограничение полномочий Президента. А когда приходят к власти – поступают с точностью до наоборот.
Так, каждый новый Президент предпринимает шаги по укреплению властной вертикали. И если децентрализация власти не произошла до президентских выборов, то после них маловероятна», — сказал Бондаренко Голос UA.
Когда можно изменить Конституцию
Законопроект о внесении изменений в Основной закон может быть рассмотрен парламентом, только после вердикта Конституционного Суда. Если суд подтвердит, что изменения Конституции не сужают прав и свобод граждан, законопроект выносят на рассмотрение Рады.
В первом чтении за него должны проголосовать не менее 226 депутатов. Затем депутаты вносят поправки, и законопроект снова направляют в Конституционный суд.
Внести изменения в Конституцию можно только на следующей сессии, если них проголосует не менее 300 депутатов. Если первое голосование пройдет летом. Второе можно провести лишь в сентябре. А если в первом чтении законопроект будет принят на осенней сессии, то второе голосование, соответственно, переносится на сессию, которая начнется после Нового года.
Проекта реформы нет
Для того, чтобы переписать Конституцию, в начале марта была создана соответствующая комиссия Верховной Рады. Законопроект по внесению изменений в Основной закон планировали создать к середине мая.
«Все должны понимать, с какими полномочиями будет выбран новый глава государства», — заявлял тогда Арсений Яценюк.
Однако парламентская комиссия законопроект не разработала. Вместо него в Венецианскую комиссию отправили лишь сравнительную таблицу.
«Мы подготовили сравнительную таблицу, в которой напротив действующих статей Конституции разместили все предложения депутатов. Напротив некоторых пунктов есть до сотни поправок. Эту таблицу мы направили в Венецианскую комиссию», — рассказал ГолосUA член парламентской комиссии по подготовки законопроекта об изменении Конституции Сергей Терехин.
Он утверждает, что депутаты, дескать, «сочли себя не в праве создать законопроект без заключения Венецианской комиссии».
Как работает Венецианская комиссия
Европейская комиссия "За демократию через право" (Венецианская комиссия), работает следующим образом: сначала назначается рабочая группа докладчиков, которые консультируют национальные органы в процессе подготовки соответствующего закона.
Группа готовит проект заключения – соответствует ли закон демократическим стандартам, и как его можно улучшить.
Проект заключения обсуждается на пленарном заседании в присутствии представителей этой страны. После принятия комиссией заключения, оно направляется запрашивающей стороне. А принимается заключение только на сессии.
По словам Сергея Кивалова, на экспертизу в такой авторитетный экспертный орган как Венецианская комиссия отправляют только согласованные и вычитанные документы.
«За все время моего пребывания членом и заместителем члена Венецианской комиссии от Украины, я не помню случая, чтобы какое-либо государство просило европейских экспертов предоставить экспертизу на предложения, которые, во-первых, не согласованы внутри государства, во-вторых, не представляют собой единого текста проекта, в-третьих, являются очередным промежуточным вариантом», — подчеркнул Кивалов.