Накануне встречи «нормандской четверки» с критикой ее участников — Франции и Германии — выступила Польша. Варшава предложила новый формат переговоров по украинскому урегулированию с участием посланника генсека ООН. По экспертному мнению, инициатива останется лишь политическим заявлением — у России имеется право вето. Кроме того…
«Американцы в этом не заинтересованы»
Глава МИД Польши Яцек Чапутович предложил назначить посланника генерального секретаря ООН по вопросам Украины.
«Я предлагаю назначить специального посланника генерального секретаря ООН для Украины. Я думаю, что к так называемому нормандскому формату (Германия, Франция, Украина, Россия) должны присоединиться США и ЕС. Германия и Франция, возможно, считают, что они представляют Европу, но, по нашему мнению, это не так», — заявил он.
Политолог Руслан Бортник считает, что таким образом польский министр озвучивает инициативу возобновить Женевский формат переговоров по Донбассу. Но Польша в них никогда не участвовала, и это стремление связано с внутриполитическими мотивами.
«Польша в последнее время активно критикует политику Германии и Франции. Она использует украинскую ситуацию для критики этих стран и демонстрации провала немецко- французской политики», — сказал политолог.
Он отметил, что после начала выхода из ЕС Великобритании, Польша, пользуясь поддержкой США, стала наращивать влияние. Дескать, Польское руководство пытается использовать этот момент, делая громкие внешнеполитические заявления.
Например, в конце декабря Яцек Чапутович заявлял, что сейчас Франция «не в порядке», и назвал Францию «больным человеком Европы». Заявление было связанно с массовыми протестами в этой стране. А в адрес Германии из уст польского министра звучат обвинения в «антиевропейской» позиции.
Польская сторона критикует Германию за строительство совместного с Россией газопровода «Северный поток – 2». Однако следует отметить, что он послужит конкурентом Польше, которая заключила контракт на поставки сжиженного газа из США, в том числе и для продажи.
Германия и Франция являются объектом польской критики уже продолжительное время. Еще в декабре 2017 года прежний министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский заявлял: «Германия и Франция заманивают Киев заверениями, что Минский формат принесет результаты. Сложно таким образом достичь мирных договоренностей. Шанс на это был бы в Женевском формате».
Напомним, в апреле 2014 года в Женеве состоялись переговоры с участием представителей Украины, России, США и ЕС по урегулированию кризиса на Донбассе. После этого формат переговоров стали называть «женевским». Однако позже в Минске к переговорам присоединились Германия, Франция и лидеры так называемых «ЛДНР», а США больше не участвовали. Хотя Варшава с 2015 года предлагала перенести переговоры в «женевский формат», при участии США и Польши, инициатива поддержки не нашла.
Ващиковский год назад признавал: «Мы предлагаем возвращение к более широкому формату, например, Женевскому, который включал бы также и США. Но американцы в этом не заинтересованы».
Теперь Яцек Чапутович выступил с инициативой ввести должность специального посланника генерального секретаря ООН для Украины. Такие посланники предусмотрены для Ирака, Йемена, Ливана, Сирии и т.д.
«Определение будущего статуса»
Специальные посланники генерального секретаря ООН действуют при определенных организациях. Например, посланник по Кипру назначается при Вооруженных силах ООН по поддержанию мира на Кипре. Специальный посланник генсека Косово — при Миссии ООН по делам временной администрации в Косово.
Следует полагать, что соответствующий посланник появится вслед за гипотетическим введением на Донбасс миротворцев ООН. Круг полномочий специального посланника Генерального секретаря определяется в рамках мандата Организации Объединенных Наций в соответствии с соответствующей резолюцией Совета Безопасности. В Совбез ООН входит Россия, обладающая правом вето. Без ее согласия ни введение миротворцев, ни назначение посланника невозможно.
Отметим, что в полномочия посланника генсека ООН входят: всесторонний обзор положения и содействие политическому процессу, направленному на определение будущего статуса региона. Специальный посланник докладывает об этом непосредственно Генеральному секретарю. А на основе докладов посланника Генеральный секретарь принимает политического решения о том, существуют ли условия, благоприятствующие началу процесса определения будущего статуса территории.
Однако, в Украине принят закон о реинтеграции Донбасса, который определяет политику по обеспечению государственного суверенитета Украины в Донецкой и Луганской областях. Никакого другого будущего статуса, кроме реинтеграции территорий, украинское законодательство не предусматривает.
Руслан Бортник отмечает: «Рассчитывать, на то, что назначение посла ООН по Украине приведет к разрешению конфликта на Донбассе маловероятно».
Политолог считает, что польская инициатива реализована не будет. Дескать, это-лишь информационно- политическая борьба между Польшей и другими странами ЕС.
«Все честно понимают, что корнем проблем является американо-российское противостояние. Без достижения договоренности между ними вряд ли удастся достигнуть глубокого прогресса в украинской ситуации», — сказал он.
По его мнению, участие в переговорах специального посла ООН, или новых представителей Европейского союза, вместо Германии и Франции, может лишь оживить в какой-то мере политический диалог Минских соглашений.
Он напомнил, что Минские соглашения были узаконены на международном уровне резолюцией Совета Безопасности ООН от 17 февраля 2015 года. На переговорах в Минске украинская сторона взяла на себя обязательства амнистировать участников вооруженного противостояния на Донбассе, провести там выборы и ввести особый порядок местного самоуправления. Также Минские соглашения предусматривают конституционную реформу в части децентрализации, после которой Украине должен вернуться контроль над границей.
Власть конституционную реформу не проводит, и заявляет, что контроль над участком российско-украинской границы, якобы, помогут вернуть миротворцы. Однако Совбез ООН не станет рассматривать резолюцию о введении миротворческой миссии ООН на Донбасс без наступления прогресса в данном вопросе в работе и «минского» форматов, заявил постоянный представитель Украины при ООН Владимир Ельченко.
«Для начала настоящей миротворческой операции нужно решение Совбеза ООН. Но для того, чтобы он начал рассматривать этот вопрос, он сначала должен быть хотя бы примерно обозначен в «нормандском» или «минском» формате», -пояснил он.
Отметим, что очередная встреча советников глав стран «нормандской четверки» (Украины, РФ, Германии и Франции) намечена на январь.