Димитрий Бабич
08:11 11/02/2018

После ИГИЛ: Афганистан становится центром мирового терроризма

Похоже, международная коалиция рано отпраздновала победу над группировкой «Исламское государство Ирака и Леванты» в частности, и ближневосточными экстремистами в целом.

Не прошло и месяца после объявления Вашингтоном о прекращении существования ИГИЛ, как разрозненные отряды исламистов вновь объединились под эгидой движения «Талибан» и заявили о себе в Афганистане. Только с начала нынешнего года в Кабуле, Герате, Кандагаре и других городах страны были совершены более 50 терактов, в которых погибли более 700 человек и тысячи получили ранения. «Почерк» совершения пресловутых атак практически идентичен: подобные методы террористы ИГИЛ активно применяли в Сирии, Ираке, Йемене и Судане. В этом контексте можно смело говорить о том, что в ближайшее время афганская территория превратится в место дислокации новой сверхмощной радикальной организации, а сам Афганистан — в одну из самых «горячих точек» на политической карте мира.

Складывается вполне обоснованное впечатление, что Соединенные Штаты фактически потеряли контроль над ситуацией в Исламской Республике Афганистан. Присутствие десятитысячного контингента Пентагона в регионе уже не гарантирует мира и стабильности даже в столице, а население провинции в массовом порядке бежит в соседние государства – Пакистан, Иран и Индию. Увещевания Дональда Трампа о том, что Вашингтон «успешно подавляет очаги терроризма» в регионе, должного эффекта более не имеют. Ряды подконтрольных армии США подразделений вооруженных сил и полиции Афганистана редеют буквально на глазах: местные жители не намерены служить в силовых структурах даже за относительно большие деньги и сытные пайки. В своем недавнем выступлении афганский премьер-министр Абдулла Абдулло допустил введение так называемого «красного» (высшего) уровня террористической угрозы в государстве.

Необходимость введения такого уровня прекрасно понимают и в самом Вашингтоне. Сразу же после его объявления в Центральную Азию могут быть направлены дополнительные силы американской армии, оснащенные современными самолетами, ракетными комплексами и танками. Но вот ведь в чем дело: в настоящее время ни в Пентагоне, ни в Организации Объединенных Наций (соответствующее заседание по ситуации в Афганистане будет созвано в середине февраля) четко не представляют с каким именно «видом» террористов цивилизованному сообществу предстоит вступить в противостояние.

Аналитики предположили, что за январскими терактами в Кабуле и Кандагаре мог стоять Пакистан. Дескать, в настоящее время отношения между Вашингтоном и Исламабадом напряжены до предела. В частности, не так давно Трамп обвинил пакистанское руководство в поддержке мирового терроризма и пригрозил проведением спецопераций на территории этого государства. «Фактически, в отместку за это же Исламабад мог «закрыть глаза» на объединение ячеек «Талибана» и их перемещение в Афганистан, — сказал в комментарии ГолосUA арабский политолог Хасан аль-Дами. – И что не менее вероятно – не препятствовать вливанию в организацию талибов разрозненных отрядов «Исламского государства Ирака и Леванты».

Похоже, это так. После падения последней цитадели ИГИЛ – иракского города Равы из ближневосточных районов удалось бежать не менее 2 тысячам исламистов, включая лидеров «ИГ» Абу Бакра аль-Багдади и Халеда ас-Сулеймани. По некоторым данным, они добрались до подконтрольных «Талибану» афганских провинций и заключили с главой талибов Абдул Гани Барадаром соглашение об объединении. «Нет никаких сомнений в том, что изгнанные с Ближнего Востока члены ИГИЛ внесут посильную лепту в развитие «Талибана», включая оружие, боеприпасы и золото, — отметил американский политический обозреватель Джереми Питтерс. – Помимо прочего люди аль Багдади поделятся с талибами уникальным опытом войны в городских условиях, полученных в Сирии и Йемене». А вот это действительно опасно. Дело в том, что традиционно талибы воевали, главным образом, в горах: Лашкаргах (Гильменд) и Кабул в 1996-м году были взяты без боя. Сейчас же для восстановления своего влияния талибам явно придется брать города штурмом.

Каким образом новое объединение будет сотрудничать с другими экстремистскими организациями – «Аль-Каидой», «Лашкар-и-Тайиба» и «Джебхат-ан-Нусра», пока неизвестно. В данный момент ясно лишь одно: такое сотрудничество неизбежно – по некоторым данным, ЦРУ располагает информацией о том, что эмиссары этих группировок уже проводят определенные переговоры с Барадаром.

Каковым бы ни был результат этих переговоров, мировому сообществу следует внимательно следить за их ходом. И по мере сил, готовиться к противостоянию: симбиоз идей «Талибана» и ИГИЛ может превратить Афганистан в центр мирового терроризма. Выстоять в это борьбе в одиночку Америка не сможет по определению.

 

Читайте также по теме