Андрей Кислов
09:00 19/01/2022

После Казахстана: что изменилось для Украины

Применение для стабилизации ситуации в Казахстане сил ОДКБ усилило позиции России, считают эксперты. Они отмечают, что это совпало с требованиями Москвы не принимать Украину в НАТО.

«Все подобные вещи РФ будет делать в формате ОДКБ»

Стабилизация ситуации после протестов в Казахстане произошла раньше, чем прогнозировали. Объединенные силы Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) завершат свою миссию в Казахстане до 19 января «после полной стабилизации обстановки».

Тогда же полностью завершится чрезвычайное положение, которое 4 января Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев ввел на фоне беспорядков и массовых протестов против резкого скачка цен на сжиженный газ. Хотя чрезвычайное положение планировалось на срок до 19 января, его в ряде районов начали отменять с 13 января.

К тому времени Казахстан уже покидали силы ОДКБ, которые пригласил Токаев: 11 января президент Казахстана сообщил, что миссия миротворческих сил ОДКБ в Казахстане завершена. Вывод контингента начался 13 января. 14 января Казахстан покинули силы Армении, Таджикистана, Беларуси, Кыргызстана.

Контингент ОДКБ насчитывал более 2 тысяч человек и 250 единиц техники. В состав российских сил входили подразделения 45-й отдельной бригады спецназа ВДВ, 98-й воздушно-десантной дивизии и 31-й отдельной бригады ВДВ.

Политолог Виталий Бала считает, что «благодаря» протестам в Казахстане свои позиции на геополитической арене усилил президент России Владимир Путин. «При Назарбаеве россияне туда не заходили. В этой ситуации Россия свои позиции усилила. Если раньше они делали заявку на страны условно Варшавского договора, то теперь они будут торговаться, чтобы отойти только на бывшие страны Советского Союза, куда, к сожалению, попадает Украина», — говорит Бала

Политолог считает, что президент РФ Путин в Казахстане продемонстрировал, что он в определенной степени «может наводить порядок». «Теперь он может использовать это в переговорах, чтобы ему отдали то право, которое он считает своим, – чтобы Москва контролировала бывшие республики Советского Союза», – считает Виталий Бала.

Операция в Казахстане была первой публичной демонстрацией совместных действий ОДКБ, как военного-политического блока.  Она совпала с переговорами, которые РФ вела с Вашингтоном и НАТО. Москва требует не принимать в Североатлантический Альянс Украину.

Глава Украинского института будущего Вадим Денисенко считает, что президент РФ Владимир Путин не тянул время с введением войск, а сразу принял это решение, учитывая инструмент ОДКБ. «Поэтому, все подобные дальнейшие вещи РФ будет пробовать делать в формате ОДКБ или в формате части ОДКБ», — пишет он в соцсети.

По мнению эксперта, ОДКБ становится инструментом, аналогичным тому, чем для США было НАТО в последние годы. «Возвращаясь к переговорам с США, мы должны прежде всего задать вопрос: «Есть ли у Путина какой-то конкретный план?». И ответ здесь прост: «Нет, его нет».

По мнению Денисенко  «Путин играет с колес», а на фоне кампании в Казахстане «рейтинги российских властей пойдут вверх и количество россиян, кто против войны с Украиной, может резко уменьшиться».

Эксперт отмечает, что существует некий очерченный круг «красных линий» США, предусматривающий частичную деэскалацию ситуации вокруг Украины и договоренности об отказе от появления новых типов вооружений в постсоветских странах, а также некоторое уменьшение активности в Черном и Балтийском морях.

«Это не были те протесты как те, что были в Беларуси или в Украине»

Денисенко пишет в соцсети: «Благодаря Казахстану Путин получил возможность построения нового Варшавского договора, главной задачей которого на этом этапе является не столько пугать Запад, сколько создание системы энергетической безальтернативности РФ на большей части Евразийского пространства».

Так совпало, что 14 января поступило сообщение: в Сенате США не хватило голосов, чтобы принять законопроект от республиканцев о введении санкций в отношении российского газопровода «Северный поток – 2». Накануне завершился цикл переговоров вокруг российских предложений по безопасности с требованием не принимать Украину в НАТО.

Политолог Руслан Бортник напоминает, что о вступлении Украины в НАТО речь и так не шла — о возможном принятии Украины и Грузии было заявлено еще в 2008 году, но  подвижек с тех пор не было.

«Когда Украина будет принята — вопрос открытый. Это на сегодняшний день неизвестно. Эта позиция транслируется уже более десяти лет. Просто сейчас она подается по-другому, в контексте требования России. Но Альянс не предоставляет никаких гарантий по поводу принятия Украины и Грузии», — сказал политолог. По его словам, новых перспектив для принятия Украины в НАТО не появилось. «Более того, они ухудшаются», — подчеркнул Бортник.

По его мнению, НАТО готово неформально договариваться с Россией о непринятии Украины и Грузии в свой состав, но не готово формально и юридически закрепить эти договоренности.

«У Украины нет перспектив вступления в НАТО — только в случае какого-то экстремального обострения отношений между РФ и Западом техническое решение может быть принято, но это уже в случае полноценной войны между Россией и Западом или в случае распада России, разрушения российского государства. Реальных перспектив вступления в НАТО сегодня нет», — заявил Бортник СМИ.

По мнению политолога Украине следует придерживаться нейтралитета. При этом экономически интегрироваться с Западом и сохранить российский рынок для своей продукции. Руслан Бортник отметил, что Украина заняла осторожную, взвешенную позицию в оценке ситуации в Казахстане.

«Очень важно, с одной стороны, для Украины сохранить казахский рынок, а это более 300 миллионов долларов экспорта украинской продукции сельского хозяйства. Во-вторых, Казахстан остается одним из ключевых потенциальных поставщиков угля и газа в Украину», — пояснил он.

Действительно, в украинском МИД заявили, что «приняли во внимание развертывание на территории Казахстана иностранных военных сил с доминированием российского контингента по приглашению властей Казахстана». Министерство иностранных дев высказалось так: «Иностранные войска должны уважать независимость, суверенитет и национальное законодательство Казахстана, и международное право, а их пребывание не должно выходить за рамки задекларированного ограниченного срока».

Напомним, что 2 января в Казахстане вспыхнули протесты из-за повышения цены на газ, которым заправляют автомобили. После волны протестов было назначено новое правительство, а бывший глава государства Нурсултан Назарбаев ушел с поста председателя Совета безопасности Казахстана, хотя он был пожизненно назначен на эту должность.

В Министерстве здравоохранения Казахстана заявили, что с начала протестов в стране погибли 164 человека; ранения получили почти 2,3 тысячи человек. В МВД Казахстана сообщили, что в стране задержали 5 969 человек, которых считают причастными к протестам. В их числе — бывший глава Комитета национальной безопасности Карим Масимов, подозреваемый в госизмене.

Политолог Виталий Бала отмечает: «Это не были те протесты, которые пытались трактовать как те, что были в Беларуси, или у нас в Украине, или в Грузии. Это была технология, попытка поменять власть. Но, наверное, вышло все наоборот».

Читайте также по теме