Согласно окончательным результатам завершившегося 28 ноября второго тура президентских выборов в Грузии, уверенную победу в гонке за кресло главы государства одержала независимый кандидат, бывший посол Франции в этой стране 66-летняя Саломе Зурабишвили. Свои голоса ей отдали 59,56% избирателей.
По мнению международных аналитиков, уже в ближайшее время новый грузинский руководитель санкционирует проведение в стране ряда принципиальных общественно-политических реформ и укрепит позиции Тбилиси на мировой арене. Скептики же, представленные, в основном, проигравшими в ходе голосования оппонентами Зурабишвили, склонны полагать, что от пресловутых коренных изменений избранный президент постарается абстрагироваться.
По сути, рассуждения и тех, и других не лишены определенной логики. Формально Зурабишвили на выборах не представляла ни одну политическую силу, но ее кампанию активно поддержала правящая партия «Грузинская мечта – демократическая Грузия». Это позволило экспертам предположить, что новый глава государства будет продолжать курс нынешней власти, направленный с одной стороны на интеграцию в структуры Североатлантического альянса и европейского союза, а с другой – на частичную нормализацию взаимоотношений с Российской Федерацией. Помимо прочего, именно Зурабишвили будет интенсифицировать уголовное преследование экс-президента Михаила Саакашвили, который на родине обвиняется в коррупции и финансовых махинациях.
Кстати, о ситуации с Саакашвили. Главный оппонент Зурабишвили – кандидат от оппозиционного «Единого национального движения» Григол Васадзе (он получил 40,48% голосов, — Авт.) в ходе предвыборных акций не исключал, что в случае своей победы он сделает все возможное, чтобы с «батоно Михо» сняли все обвинения, и он занял «достойное место» либо в правительстве, либо в президентской администрации. Не сложилось. Таким образом, путь в родную Грузию для экс-губернатора Одесской области будет заказан еще, как минимум, на шесть лет.
А вот позицию избранного грузинского руководителя в контексте отношений Тбилиси с Москвой назвать однозначной нельзя. Поначалу в своих выступлениях Зурабишвили заявляла, что сейчас «не время дружить с РФ». «Учитывая, как Россия сегодня ведет себя по отношению к Украине, я не думаю, что мы можем перейти к открытому сотрудничеству прямо сейчас», — патетически подчеркивала она. Но внезапно тон ее высказываний в данном контексте изменился. В частности, в одной из речей тогда еще кандидат в президенты отметила, что двум государствам необходимо найти «точки контактов». Более того, Зурабишвили, явно не боясь испортить свою репутацию, внезапно обвинила Саакашвили в том, что в 2008-м году именно тогдашний президент «развязал войну с Российской Федерацией, и ответ Москвы на эти действия был адекватным». Но и это еще не все. По мнению Зурабишвили, Грузии и России пора прекратить «бессмысленное противостояние», и начать взаимоотношения, что называется, «с чистого листа». Правда, реакции Кремля на такое предложение пока не поступало.
Еще одним вектором внешней политики Зурабишвили станет расширение представительства Грузии во влиятельнейших международных организациях. «Нет никаких сомнений в том, что в обозримом будущем Тбилиси увеличит число своих дипломатов в Организации Объединенных Наций и активизирует партнерские программы с Евросоюзом, — сказала в комментарии корреспонденту ГолосUA европейский политический обозреватель Мари Пьюдеба. – Это явно добавит нынешним грузинским властям «веса» на мировой арене. Совершенно не исключено, что грузины станут претендовать свое участие в международных миротворческих операциях, и будут принимать самое непосредственное участие во всех учениях НАТО». Впрочем, претендовать на полноправное членство в Альянсе Грузия по-прежнему не сможет по причине «незакрытого» территориального конфликта в Абхазии и Южной Осетии.
Но вот ведь в чем дело – должность президента в Грузии на данный момент является номинальной. Фактическим руководителем государства считается премьер-министр страны Мамука Бахтадзе. В свете избрания Зурабишвили стоит предположить, что президент и правительство объединят свои усилия. Насколько это объединение окажется эффективным, мир узнает уже после 16 декабря – даты инаугурации нового грузинского президента.