Похоже, киевские власти начинают готовить население к повышению цены на проезд в столичном метрополитене. Мэр Виталий Кличко, до этого объявивший войну МАФам и нелегальной парковке, а также пообещавший городу тепло в зимний период, своим недавним заявлением фактически анонсировал поднятие стоимости проезда в подземке. Момент удобный: есть основа для аргументации подобного решения — это экономический кризис и дефицит бюджета.
«Цена (на проезд — прим. ред.) в метро у нас самая низкая, и сегодня она не покрывает расходов предприятия. Нам нужно амортизировать затраты на электричество, на поддержание подвижного состава, на содержание персонала, поскольку киевский метрополитен сегодня убыточен. Тариф не повышался уже очень давно. Я думаю, что это произойдет», — сказал В. Кличко в начале сентября.
Александр Кава, советник киевского мэра, в комментарии ГолосUA, заявил следующее: «Поднятие цены на проезд в столичном метро выглядит неизбежным шагом, поскольку существующий тариф находится на очень низком уровне и не позволяет в полном объеме покрывать издержки КП «Киевский метрополитен», а также проводить обновление подвижного состава. В силу сложившихся экономических реалий, у города нет возможности компенсировать разницу в тарифах за счет бюджета (в конце июля «дырка» в генеральной смете города была оценена в 3,2 млрд. гривен – прим. ред.)».
Однако, повышение тарифа, очевидно, не стоит ожидать до внеочередных парламентских выборов. Украинскому политикуму известно, что подобные непопулярные решения негативно отражаются на электоральном настроении населения. Поэтому реплику градоначальника можно считать неуместной оговоркой.
Добавим, что для Киева транспортный вопрос, прежде всего, пребывает в зоне политической воли, а уже после выступает предметом экономического обоснования.
«Тарифы на проезд в транспорте и метрополитене, в первую очередь, это политическое решение центральной власти, или местной власти, по согласованию с центральной. То есть фактически тарифы определяет Киевская городская государственная администрация, Киевсовет», — убежден председатель совета Киевской муниципальной ассамблеи Иван Салий.
О новой стоимости проезда столичные чиновники пока не говорят, но исходя из предыдущих оценок КГГА, она может находиться в диапазоне от 3 до 3,50 гривен за один проезд.
Что же может остановить этот процесс? Очевидно, аккумулирование тех физических резервов и технологических возможностей, которые на сегодняшний день по непонятным причинам до сих пор не были задействованы подземкой.
«В мировой практике есть правило — если длина линий метрополитена больше сорока километров (длина «Киевского метрополитена» — 69,65 км.), фиксированная плата за проезд себя не оправдывает. То есть, должен быть либо смешанный тариф, либо должна быть оплата по зонам, по времени нахождения в метро», — говорит эксперт по вопросам транспорта Вячеслав Коновалов.
Кроме того, максимализация рекламного направления может, по разным оценкам, увеличить доходную часть предприятия на 60 млн. гривен в год. Также важным считается внедрение комплексной автоматизированной системы оплаты проезда для сокращения кассовых потерь (в будние дни поземка перевозит до 3 млн. пассажиров, 25% из которых льготники).
Напомним, что в основу тарифа закладываются такие базовые элементы как: электроэнергия, амортизация основных фондов и зарплатный проект. Поэтому в этой связи очевидным представляется стимулировать развитие метрополитена путем установления для него лояльных тарифов на электроэнергию, что требует принятия отдельного нормативного акта.
«Одним из ключевых вопросов себестоимости проезда, есть, безусловно, вопрос электричества. У нас электроэнергия находится в избытке, у нас есть запасы этой себестоимости в продукции атомных электростанций. Политика нормального государства всегда направлена на импортозамещение, и вопрос метрополитена я рассматриваю, прежде всего, с точки зрения громадного потребителя электроэнергии, которая фактически выполняет функцию импортозамещения топлива, которым заправляется наземный транспорт», — говорит директор консалтинговой компании «Инвест-эксперт» Виктор Медведь.
Вместе с тем, по мнению А. Кавы, использование всего рекламного потенциала подземки и внедрение автоматизированной системы в целом не решит проблему убыточности КП.
В августе «Киевский метрополитен» обнародовал результаты своей деятельности за первое полугодие 2014 года. Так, от перевозки пассажиров (242,5 млн. человек) предприятие получило доход в 342,8 млн. гривен, от предоставления аренды — 9,1 млн. гривен, от платы рекламы на транспорте — 1,4 млн. гривен и от других видов деятельности — 28,9 млн. гривен. При этом расходы подземки составили 760,3 млн. гривен. В 2013 году Киев дотировал подземку на 400 млн. гривен.