Май – горячая пора для аграриев: сев ранних яровых, подкормка и пересев озимых, подготовка к уборочной. Все это голыми руками не сделаешь – нужна техника. И чем она лучше (новее), тем больше шансов у агрохозяйств свести потери урожая, а с ними и убытки к минимуму. Но несмотря на лизинговые программы, импортная техника крестьянам недоступна, а отечественное производство на 95% погублено. Последний шанс украинским комбайнам дает решение Верховной Рады вернуть многострадальный Херсонский машзавод в государственные руки…
В судьбе этого предприятия как в зеркале отразились все перекосы украинского капитализма. Еще в 1887 году его основал заводчик Гуревич. Много лет будущий Херсонский комбайновый выпускал нефтяные и ветряные двигатели. В 1956 году, с подачи Никиты Сергеевича Хрущова, завод получает статус ведущего по производству кукурузоуборочной техники и спустя четыре года выпускает первую партию комбайнов "Херсонец-7". Потом были и насосные станции, и дождеватели, и другая различная сельхозтехника. />
25 сентября 1991 года Совет министров «полусоветской» (референдума о независимости еще не было) Украины издал постановление № 231 «О наращивании объемов производства сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней в 1992-1994 гг. предприятиями машиностроения и оборонного комплекса Украины и увеличение их поставок хозяйствам республики».
Примерно в то же время работники Херсонского комбайностроительного завода обратились в Минмашпром с предложением организовать разработку и производство на их предприятии украинского зерноуборочного комбайна. Правительство поддержало почин и с большой помпой приняло «Национальную программу производства технологических комплексов машин и оборудования для сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности на 1992-97 гг.», а парламент разродился законом о приоритетном развитии села.
Начиная с 1993 г. десятки конструкторских бюро проектировали первый зерноуборочный комбайн «Славутич». Главным проектировщиком выступало конструкторское бюро «Южное», а заводом-изготовителем — «Херсонские комбайны». В 1995 году завод наладил выпуск первых опытных образцов "Славутич" КЗС-9. В 1999-ом их сошло с конвейера уже 100.
А дальше началось то, что иначе как убийством национального производителя не назовешь. Еще в мае 1997 года Кабинет министров принялся настойчиво пихать Херсонский комбайновый на приватизацию. В 1998 году конкурс провалился и вскоре правительство не придумало ничего лучше, чем отдать непроданный пакет акций в устав недавно созданной государственной лизинговой компании “Украгромашинвест”.
Что было дальше, можно прочитать в одном из многочисленных писем работников “Херсонских комбайнов” к руководству страны: “В 2000 году компания “Украгромашинвест” провела ряд нехитрых операций, вследствие которых государственная доля акций уменьшилась здесь до 48,6 процента, а пакет в 49,91 процента был продан за 29,1 миллиона гривень британской компании с украинскими корнями «Interlink Overseas Corp. Limitide». По сути, за бесценок отдали заводы с миллиардными активами. Почти все сельхозмашиностроение Украины! При этом деньги от продажи не попали в бюджет и не были вложены в производство. Они исчезли в виде “дебиторской задолженности”, став “платой” за нефтепродукты, которых до сих пор никто в глаза не видел”.
В октябре 2000 года “Украгромашинвест” превратился в юридическое лицо с коллективной формой собственности. Приватизация завершилась. В апреле 2002 года на собрании акционеров в устав компании внесли изменения, которые дали правлению право распоряжаться активами без согласования с Фондом госимущества. Правда, спустя полгода в Кабмине решили разобраться с законностью приватизации лизинговой компании и Генеральная прокуратура возбудила уголовные дела против отдельных должностных лиц.
Тогда завод перебросили зятю тогдашнего президента Леонида Кучмы Виктору Пинчуку. Тому самому, что усердно «инсталлирует» Украину в мировую систему координат современного искусства и давосских ланчей. Олигарху, зарабатывающему на трубах и металлургии, комбайны были нужны, как зайцу пятая нога. Но избавляться от непрофильного актива он не торопился. Как говорится, запас карман не тянет. Просто фактически не обращал на завод никакого внимания. Ни обещанных инвестиций, ни модерновых программ выпуска новой техники предприятие так и не увидело. А со временем, окончательно устав от ненужной «игрушки», днепропетровский олигарх уступил херсонский актив «машиностроительному бизнесмену» из Белой Церкви – Александру Олейнику.
Мягко говоря, не лучший выбор. Олейник не мог справиться с компанией «Белоцерковсельмаш». И полуобанкроченным «Львовсельмаш». Куда ему было браться за гигантское предприятие в Херсоне?! Максимум, что он смог сделать – переименовать завод на машиностроительный. Знающие люди говорят, что Олейник надеялся на госзаказ, но больших денег ему не обрыбилось, а те, что давали (5,4 млн грн), его команда, не устояв перед соблазном, большей частью разложила по карманам. Рабочим же досталась дырка от бублика: почти сразу после прихода нового собственника зарплату, которую и так выплачивали нерегулярно, перестали платить вообще. Затем начались массовые увольнения (несколько сотен рабочих позднее восстановит суд). А еще через короткое время завод окончательно встал. На разворовывание. Часть оборудования Олейник вывез к себе в Белую Церковь. Кстати, юридический адрес завод тоже поменял: с Херсона на Белую Церковь. Остальное имущество при помощи продажных госчиновников разошлось по рукам.
Вопиющие факты растаскивания Херсонского комбайнового лидер коммунистов Петр Симоненко озвучил с трибуны Верховной Рады. Так, практически весь станочный парк Херсонского комбайнового завода был продан за 8 млн грн.; сооружения – за 30 тыс. грн. Станки шли с молотка по стоимости от 40 до 1 тысячи гривен за станок. А один квадратный метр сооружений – по 100 гривен. Экскаватор продавался по цене от 100 гривен и выше. «Это ярчайший пример того, как преступные махинации совершались именно с целью завладения этим комплексом и уничтожения возможности Украины обеспечить сельскохозяйственное производство надлежащей техникой», — подчеркнул Симоненко.
В феврале прошлого года терпение комбайностроителей иссякло и рабочие штурмом взяли заводоуправление, требуя выплатить задолженность по заработной плате и передать предприятие в госсобственность. Случай уникальный и знаковый: это же до какого состояния нужно было довести трудовых людей, чтобы они подняли настоящий бунт! К слову, на тот момент из 12 с лишним тысяч работников осталось чуть больше тысячи.
Тогдашний Кабмин под руководством Юлии Тимошенко мудрил-мудрил, обещал дать деньги, но ничего не вымудрил. Стало очевидным, что косметические процедуры ситуацию не изменят, нужно радикальное хирургическое лечение. Однако прошло больше года, прежде, чем Верховная Рада добралась до рассмотрения вопроса. 2 марта 2010 года был принят за основу законопроект, внесенный лидером коммунистов Петром Симоненко. Он предусматривает возврат целостного имущественного комплекса общества с ограниченной ответственностью «Херсонский машиностроительный завод» в государственную собственность. Предусматривается не только дать Кабинету Министров поручение осуществить мероприятия, связанные с возвращением предприятия державе, но и предусмотреть в проекте бюджета на следующий год необходимые средства для осуществления этой процедуры.
Следующим шагом необходимо изменить государственную политику по отношению к отечественному производителю в целом. До сих пор правительство не отдавало себе отчет в том, что, не выбрав приоритеты, оно на корню рубит и конкурентоспособность крестьянина, и будущее развития отечественного сельхозмашиностроения.
Какое-то время на государственном уровне бытовала идея покупать в лизинг дорогую технику за рубежом. Влезли в долги, затем в скандалы с госгарантиями, закупили какое-то количество машин, но и проблемы не решили, и деньги потратили нерационально, поскольку обеспечить надлежащий сервис импортной техники не смогли.
Еще одна идея, так же не реализованная, касалась возможности совместного производства зарубежных машин на украинских предприятиях, путем создания с совместных предприятий. В 1997-1998 гг. разрабатывались несколько таких проектов по совместному производству комбайнов с американцами (John Deerе & C) в Херсоне, немцами (Claas) на Павлоградском механическом заводе и на «Ровносельмаше» и поляками (Bizon) на Харьковском тракторном заводе (ХТЗ). Как можно догадаться, дальше прожектов дело не пошло.
Но возвращение в государственную собственность Херсонского машиностроительного завода открывает новые перспективы в свете наметившейся кооперации России и Украины. Не стоит забывать, что до 1996 года основным поставщиком зерноуборочной техники в Украину выступал российский «Ростсельмаш». При этом до 1995 году 42% комплектующих закупались россиянами именно в Украине. Потом производственные связи были разорваны. А разумные идеи наладить выпуск украино-российского комбайна – забыты.
Но, во-первых, все новое – хорошо забытое старое. Во-вторых, сколько можно за бюджетные средства создавать рабочие места за рубежом, забывая о собственном производителе? И, в-третьих, времени на раздумья уже нет: 75% техники, которая есть у села, подлежит списанию по «старости» и сношенности. Так что остается один вариант – довести национализацию предприятия до завершения и использовать его возможности на полную катушку.