В предвыборный период грядет новая волна кризиса, пророчат эксперты. Они констатируют, что власть поставила себя в полную зависимость от иностранного капитала и, в частности, от кредитов МВФ. Собственное производство не развивается, и страна уже столкнулась со сбоем выплаты пенсий и нехваткой доходов госбюджета.
Зарабатывать и не пытались
Внешнеторговый баланс Украины в первом полугодии 2018 года сведен с дефицитом в 653,1 млн долларов. Это в 13 раз выше дефицита за аналогичный период 2017 года в 48,7 млн долларов, свидетельствуют данные Государственной службы статистики.
Эксперты напрямую связывают внешнеторговый баланс с курсом национальной валюты. Так, экономист Виктор Скаршевский ранее отмечал, что курс зависит от внешнеэкономической конъюнктуры.
«Если посмотреть на динамку украинской экономики за последние 20 лет и на мировые цены на металл, руду, зерно и посмотреть на динамику курса гривны к доллару, то можно проследить функциональную зависимость. Этот фактор на 90% определяет курс гривны. Все остальные факторы вторичны», — считает экономист, и прогнозирует падение гривны.
Его коллега Александр Гончаров прочит осенью новую волну кризиса, которую провоцирует бездействие властей. «В принципе, Кабмин и Нацбанк в эти жаркие августовские дни уже запустили новую волну кризиса на финансовом рынке Украины. Это надо честно признать, потому что гривна действительно сильно ослабла. И этот процесс, судя по всему, продолжится», — написал он в Facebook.
Следует отметить, что Украина торгует услугами более успешно, чем товарами. Так, баланс торговли только товарами сведен с дефицитом в 2,6 млрд долларов. А баланс торговли услугами – с профицитом в 2,8 млрд долларов. К экспортным услугам относится, в частности, транзит газа через территорию Украины, который и приносит доход.
В целом же страна покупает гораздо больше, чем продает. Так, импорт товаров и услуг в Украину вырос на 13,5%. А вот экспорт увеличивался меньшими темпами – всего на 11%.
На этом фоне Украина столкнулась со сбоем в процессе выплаты пенсий, минимальными остатками на едином казначейском счете и нехваткой доходов госбюджета. Остаток средств на едином казначейском счете в июле сократился на 78,7% с 9,3 миллиарда гривен до 1,9 миллиарда.
Общий фонд бюджета за полгода сведен с дефицитом 12,98 млрд гривен, тогда как в прошлом году дефицит общего фонда госбюджета составил 1,7 млрд гривен. А потребительская инфляция по результатам семи месяцев этого года в сравнении с аналогичным периодом 2017 года достигла 12,1%, вместо запланированных девяти процентов.
Гончаров констатирует: «Дефицит госбюджета-2018 огромный, валютные резервы Нацбанка сокращаются три месяца подряд, инвестиций нет, деньги международные кредиторы не дают, знают – эти чиновники воруют нагло уже не из прибылей, а из убытков и кредитов».
При этом вопрос сокращения расходов госбюджета-2018 и повышение тарифов на газ для населения будут в центре внимания запланированного на период с 6 по 19 сентября визита в Украину миссии Международного валютного фонда (МВФ).
Такой прогноз обнародован в пресс-релизе влиятельного рейтингового агентства Fitch Ratings. В частности, как отмечается, «понадобится пересмотр уровня расходов для достижения целевого показателя дефицита». Взамен повышения цены газа для населения и сокращения расходов бюджета Украина должна получить от МВФ транш в 1,9 млрд долларов.
Только занимаем
По мнению Александра Гончарова, Кабмин поставил себя в полную зависимость от иностранного капитала и, в частности, от кредитов МВФ. Эксперт считает, что украинская экономика стала зависимой, лишенной собственных источников финансирования инвестиционных проектов. И никакой ответственности за это у Кабмина нет.
«Если власти не занимаются экономическим развитием Украины, не привлекают инвестиции, не проводят самостоятельною денежно-кредитную политику, а лишь все крепче и крепче привязывают национальную экономику к иностранной валюте, то тогда экономика идет туда, откуда приходят деньги. А деньги сейчас приходят из иностранных банков и МВФ», — подчеркнул он.
Отметим, что транш МВФ в 1,9 млрд. долларов должен открыть путь к привлечению денег Всемирного банка (800 млн долларов) и макрофинансовой помощи ЕС в размере 1 млрд евро.
Однако в 2018 году на обслуживание внешнего долга Украина должна направить 130 млрд грн, или 5 млрд долларов, во второй половине 2018 года украинское правительство должно заплатить более 3 млрд долларов кредиторам, в 2019 году – 7 млрд долларов.
Больше от МВФ денег не будет. Программа кредитования МВФ завершается в начале 2019 года. Fitch не ожидает, что к тому времени фонд выделит Украине больше средств, чем 1,9 млрд долларов. А новое соглашение с МВФ, вероятно, будет заключать новая правящая верхушка после выборов.
Что же оставит после себя нынешняя власть? ВВП на душу населения по результатам этого года будет на уровне 2,5 тыс. долларов. Это ниже, чем в Молдове и Беларуси, и практически в 4 раза ниже, чем в России, в 5 раз ниже, чем в Польше, — рассказал СМИ исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. Он подчеркнул: «В реальности все гораздо серьезнее, и это показывает картинку, что будет в Украине уже совсем скоро».
По мнению Александра Гончарова, экономику Украины теперь может спасти лишь власть, которая должна проявиться в последовательной борьбе с казнокрадством, взяточничеством и кумовством. «То есть, рубить буквально с плеча, сажать публично, причем сажать не мелких «пешек», а реальных политических кукловодов», — написал он.
Впрочем, экономист констатирует, что в выполнение такого сценария мало кто верит. «Особенно учитывая тот факт, что два майдана мы уже пережили. Помним, как тогда на митингах политики радели о благе страны и благополучии украинцев! А, заняв «хлебные» должности, тут же забыли обо всех своих обещаниях», — подчеркнул он.
Пока же Нацбанк обвиняет в инфляции простых украинцев. Дескать, главная причина роста цен, как утверждают в НБУ – увеличение доходов украинцев. Об этом заявил на брифинге в июле глава Нацбанка Яков Смолий. По его словам, в мае этого года по сравнению с маем 2017-го номинальная средняя зарплата увеличилась на 25%.
По оценкам регулятора, в этом году цены вырастут на 8,9%, в следующем – на 5,8%. Но темпы роста ВВП замедлятся. Если в этом году они составят 3,4%, то в следующем году – 2,5%, Среди причин, как рассказывают в НБУ, – окончание эффекта от повышения социальных стандартов (в прошлом году минимальную зарплату повысили в два раза), а также наступление пика по выплатам долгов.
В НБУ ожидают, что рост цен на газ и коммунальные услуги будет на уровне 25% (по требованию МВФ). Но при этом столь резкий рост тарифов якобы прибавит всего лишь 0,9 процентного пункта к общему уровню инфляции.
Но Александр Гончаров считает, что удар будет сильнее: «Придется значительно увеличить объем субсидий для бедных людей, из-за чего еще больше опустеют закрома и обострятся проблемы с обслуживанием госдолга».