Последовательная непоследовательность нового Кабмина (ИНФОГРАФИКА)

В конце марта, новое украинское правительство подало, а Верховная Рада приняла изменения в госбюджет 2014, согласно которым все социальные стандарты «замораживались» до конца года на уровне декабря 2013. Пояснялось это необходимостью жесткой бюджетной экономии. Данные изменения вносились и голосовались одновременно с пакетом «антикризисных мер», направленных вроде на повышение наполняемости госказны налогами и снижении расходов, в основном – за счет экономии на социальных выплатах.
Результатом подобной «экономии» при фантастических (более 100 млрд грн) расходах на рефинансирование банков стала почти 65%-ная девальвация гривны. При этом, Госстат, традиционно, заметил рост цен в пределах погрешности – 3% за квартал.
Социальная напряженность, усиливающаяся с падением уровня жизни, начала пугать правительство. И оно, менее чем через месяц после «замораживания» соцстандартов заговорило о возможном пересмотре их в сторону увеличения. Так, согласно заявлению министра социальной политики Украины Людмилы Денисовой, Кабинет министров Украины намерен с мая текущего года индексировать минимальную заработную плату и пенсии с учетом инфляции. По ее словам, правительство обязано это сделать. «Минимальная заработная плата, а также пенсия будут индексироваться на тот показатель инфляции, который уже есть», — подчеркнула министр.
Напомню, что минимальная зарплата на 2014 год определяется в ст.8 Госбюджета, которая гласит: установить в 2014 году минимальную заработную плату: в месячном размере – 1 218 гривен; в почасовом размере – 7,3 гривны. Минимальная пенсия равна размеру прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность. Согласно ст.7 госбюджета, это – 949 грн.
В 2014 году прожиточный минимум на одно лицо в расчете на месяц установлен в размере 1176 гривен. При этом, в разрезе основных социально-демографических групп населения, его размер варьируется:
  • Для детей в возрасте до 6 лет – 1 032 гривны;
  • Для детей от 6 до 18 лет – 1 286 гривен;
  • Для трудоспособных лиц – 1 218 гривен;
  • Для лиц, утративших трудоспособность – 949 гривен.
Отмечу, что глава Минсоцполитики ничего не сказала об изменении такого важного соцстандарта, как прожиточный минимум. А именно он и определяет как размер минимальной зарплаты и пенсии, так и размеры практически всех социальных выплат в стране. И, если будут проиндексированы именно минимальная зарплата и пенсия, а размер прожиточного минимума их определяющий не изменится, то это создаст уникальную правовую ситуацию. Ситуацию, при которой не меня бюджетных показателей будут изменены значения размеров отдельных госгарантий, так как после индексации минимальная зарплата будет превышать прожиточный минимум для трудоспособных лиц на величину инфляции.
Подобное изменение однозначно потребует внесения исправленийв бюджет 2014. Причем не только технических, но и финансовых. Так как если будет изменен размер минимальной зарплаты, то вслед за этим придется изменять и размер тарифной ставки работника первого тарифного разряда, который зависит от минимальной зарплаты в Украине и с 1.01.2014 составляет 852 грн. Именно от этой величины зависит размер оплаты труда работников бюджетной сферы.
Впрочем, нормы статьи 6 Закон Украины «Об оплате труда», которая гласит: размер тарифной ставки рабочего первого разряда устанавливается в размере, превышающем законодательно установленный размер минимальной заработной платы, успешно нарушались и нарушаются всеми правительствами Украины с момента принятия закона в 1995 году. И никаких причин, которые бы могли помешать продолжить нарушать эти нормы действующему Кабмину – нет. Поэтому вполне может оказаться, что кроме незначительного увеличения дотаций Пенсионному фонду, никаких иных расходов в связи с индексацией, бюджет и не понесет. Поскольку они останутся только на бумаге.
decoding="async" alt="" src="/images/items/2014-04/22/i0haAcIdN09tMNSG/image/1.jpg" />

Читайте также по теме