В ядерном могильнике под Киевом будут хоронить отработанное топливо АЭС. Ведь вместо собственного урана, который утилизировали в России, страна переходит на импортный. А к 2022 году выйдет из строя старый саркофаг ЧАЭС, но строительство нового затянулось.
Хоронить австралийский уран
В тридцатую годовщину аварии на Чернобыльской АЭС Голос Америки сообщил о том, что компания Holtec (США, штат Нью Джерси) достраивает в зоне отчуждения хранилище ядерных отходов.Дескать, «герметичность не нарушится, даже если сверху на него упадет и взорвется большой самолет». Объект планируют сдать в эксплуатацию в 2017 году.
Экологи давно бьют тревогу, ведь ядерный могильник будет действовать в 90 км. от Киева.Эколог Артур Денисенко назвал решение правительства о создании хранилища в Чернобыльской зоне аморальным.Он отмечает, что срок эксплуатации хранилища -100 лет. «То есть 50 лет туда будут свозить это ядерное топливо, а следующие 50 лет оно будет просто храниться для того, чтобы будущие поколения решили, что с ним делать дальше», — отметил эксперт.
Эколог Владимир Борейко напоминает, что в России такой могильник в тайге, в США – в пустыне Невада, Франция сделала такой могильник на своих островах в Тихом океане. А в Украине хранилище строят неподалеку от столицы «Это просто безумие!», — считает он.
Отметим, что Holtec строит хранилище, в частности, рассчитывая на захоронение отходов Ровенской, Хмельницкой и Южно- Украинской и Запорожской АЭС. Которые вырабатывают половину украинской электроэнергии. А пока Украина отправляет отработанное топливо в РФ на комбинат «Маяк», который хоронит его в Челябинской области и в Красноярском крае. Ведь Украина получает готовое ядерное топливо из России (компания ТВЭЛ), куда и возвращает отработанные материалы.
А уран использует собственный (из Желтых Вод, Днепропетровской обл.). Его обогащенный в РФ на Ангарском электролизном комбинате. Хотя запасы урана в Украине — крупнейшие в Европе, «Энергоатом» и американская компания Westinghouse Electric Company подписали соглашение об увеличении поставок ядерного топлива из США. А затем стало известно, что Австралия планирует начать продажу Украине урана для АЭС. Об этом заявила министр иностранных дел страны Джули Бишоп.
О захоронении отходов в Красноярском крае речь не идет. Экологи не исключают, что кроме отработанного топлива из собственных АЭС,Украина начнет принимать для захоронения ядерные отходы из других стран. Владимир Борейко полагает, что в ядерный могильник под Киевом «будут свезены ядерные отходы со всей Европы».
Куда идет 2 млрд Евро
О строительстве ядерного могильника обычно сообщают в контексте возведения нового Укрытия над реактором в Чернобыле. Однако, это разные объекты, строительство которых стартовало в разное время. Первый камень сооружения получившего название «Новый безопасный конфайнмент» в 2012 году ездили закладывать Президент Янукович и премьер Азаров.( Сообщалось, что к тому времени Украина освоила порядка €651 млн. на подготовку стройплощадки).
А вот для хранилища ядерных отходов землю выделил Кабмин Яценюка в августе 2014 года. Тогда сообщалось о выделении двух земельных участков общей площадью 45,2 га в зоне отчуждения Чернобыльской атомной электростанции.
Как бы то ни было, контракты на строительство были подписаны еще в сентябре 2007 г. в присутствии Президента Ющенко. Хранилище строит компания Holteс International, а конфайнмент — французский концерн Novarka. Оба объекта должны были завершить в 2012 г. Но сроки несколько раз смещались, а стоимость росла.
В целом, стоимость реализации проектов Плана осуществления мероприятий на объекте «Укрытие» оценивается в 2,15 миллиардов евро.Финансирование проекта ведется со счета в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР), созданном странами Большой семерки в 1993 году.
«Запад уже не поможет»
Возведение нового саркофага должно остановить утечку радиации из энергоблока, разрушенного во время аварии в Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года. Тогда радиацией были загрязнены 200 тыс. квадратных километров территории Украины, из которых около 5 млн. га — сельхозугодья. Сегодня в Украине насчитывается более 2 млн. человек, пострадавших от катастрофы.
Существующий ныне саркофаг находится в аварийном состоянии. Он сам по себе радиоактивен и с трудом удерживает излучение разбросанного внутри него ядерного топлива. К 2022 г. старый саркофаг окончательно выйдет из строя. Его нужно будет демонтировать и вместе с остатками топлива захоронить.
А новое укрытие с самого начала вызывало критику специалистов. Покойный ныне президент Всеукраинской организации «Союз Чернобыль Украина» Юрий Андреев отмечал, что в проекте не предусмотрены эксплуатационные расходы, которые лягут на плечи Украины. Специалисты предлагали захоронить энергоблок целиком, вместо того, чтобы строить сложный и дорогостоящий конфайнмент. «Это лишь временная легкая конструкция, которую нужно будет постоянно ремонтировать, и через два десятка лет придется задуматься о постоянном захоронении, но тогда Запад уже не поможет»,— говорил Юрий Андреев.
Те же проблемы ожидают Украину и с захоронением отходов. Артур Денисенко подчеркивает, что отработанное ядерное топливо должно сразу хорониться, а не лежать 100 лет в хранилище. «Для этого нужно найти территорию, где есть глубокие геологические формации в гранитной структуре, в которых можно глубоко в земле это отработанное ядерное топливо и радиационные отходы хранить», — отмечает он.
Тем не менее, в зоне отчуждения строят могильник и укрытие, рассчитанные на 100 лет. При этом дл кровли площадью в 12 футбольных полей ( 86 тыс. кв. м.), используется в три раза больше металла чем весит Эйфелева Башня.(25 тыс. тонн). Общие расходы на мероприятия в Чернобыльской зоне сопоставимы со стоимостью создания, отправки на Марс и эксплуатации марсохода «Кьюриосити». Для сравнения: стоимость этой программы NASA составила около 2,5 млрд долларов.
Еще в начале строительства СМИ намекали, что в карманах подрядчиков могло осесть до 30% выделенных средств. У ЕБРР, дескать, есть свой интерес в затягивании строительства. Деньги, выделенные донорами, не лежат у банкиров без дела, пока иностранные инженеры получают по $300 тыс. в год. Но такие нарекания оставались без комментариев.