В структуре расходов населения Украины продукты составляют более 50%, что характерно для бедных и очень бедных стран. При этом украинцам не хватает денег на обеспечение их культурных потребностей: на образование и отдых большинство из нас тратят лишь 10% месячного заработка. Тем временем, цены на продукты продолжают упорно расти. Есть ли выход из этой, казалось бы, патовой ситуации? Эксперты сходятся в едином мнении: для того чтобы избежать очередного скачка цен на продукты, нужно снизить фискальное давление на аграрный сектор экономики Украины.
Потребительская корзина срочно требует пересмотра
«Теоретически, каждые 5 лет продуктовая корзина должна была пересматриваться, но этого не делали еще ни разу с 1999 года, когда эта сумма составляла около 3 тысяч гривен. Тем не менее, даже если исходить из стоимости продуктов и услуг того времени, на сегодняшний день, по моим подсчетам, эта сумма должна быть не меньше чем 4-5 тысяч гривен», — подчеркнул эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко.
Однако в таком случае придется пересматривать размер минимальной заработной платы, отмечает руководитель аналитического департамента консалтингового агентства «ААА» Мария Колесник. Что, в свою очередь, приведет к тому, что придется увеличивать все остальные социальные выплаты.
Именно поэтому потребительская корзина украинцев (которая не является «расчетной единицей» бюджета, а лишь экономическим показателем) продолжает оставаться совершенно оторванной от реальности, объясняют эксперты.
Какие продукты выросли в цене в 2015 году
Большинство украинских пенсионеров уже сегодня живут за чертой выживания, а большинство работающих украинцев – за чертой бедности, отмечает Ю. Гаврилечко. «Зарплата большинства работающих украинцев – намного ниже, чем 510 долларов. А это граница бедности по стандартному уровню потребления (17 долларов в день). Абсолютное большинство украинских пенсионеров живут за чертой выживания – абсолютной бедности, то есть уровень их потребления ниже, чем 5 долларов в день», – подчеркнул эксперт.
В связи с девальвацией гривны, а также повышением мировых цен на продукты, цены на еду в Украине значительно выросли с начала 2015 года, и эта тенденция может сохраниться в силу новых факторов (таких, как повышение налоговой нагрузки на аграрный сектор).
По сравнению с началом января 2015 года, больше всего цены выросли на такие группы товаров, как подсолнечное масло и хлеб (около 60%). В среднем на 30% с начала года подорожали крупы, за исключением риса (это преимущественно импортный товар). Цены на мясо – поднялись на 15-20%, отметила М. Колесник. Меньше всего подорожала говядина – как самое дорогое мясо. Более всего цены выросли на птицу (около 30%).
«Говядина стоит в 1,5 раза дороже, чем свинина и в 2 раза дороже, чем птица. Поэтому, вероятнее всего население пересмотрит свои вкусы касательно мяса и будет отдавать предпочтение более дешевым видам», – подчеркнула эксперт.
Продукты молочной группы подорожали на 20-40%, при этом больше всего подорожали твердые сыры. Это связано с отсутствием рынка сбыта за пределами Украины: когда внутренний рынок начал «сжиматься», производители решили «спасать ситуацию» исключительно поднятием цен, отметила эксперт.
Согласно ее прогнозу, рынок птицы в Украине будет активно развиваться – уже сегодня мы экспортируем мясо птицы более чем в 10 стран, в том числе и Евросоюза. Также ожидается рост инвестиций в этот рынок. При этом поголовье мясного крупного рогатого скота будет сокращаться, если не найдут дополнительные каналы экспорта говядины (до того, как начался обвал валюты, она была экспортным товаром).
Фискальное давление на бизнес спровоцирует лишь новый рост цен
Аграрный сектор экономики сегодня генерирует около 10% ВВП, отмечает Игорь Остапчук. По его словам, более трети украинских товаров, которые идут на экспорт – это продукты.
Это означает, что, фактически, треть валютной выручки, которая есть в стране – именно от АПК. В 2014 году это было 20-25 миллиардов гривен в год, и, если мы умножим на индекс изменения цены, то выйдем где-то на 30 миллиардов гривен в год», — отметил эксперт.
Тем временем, аграрный бизнес сегодня попадает под удар все новых и новых налогов и сборов, причем – довольно «хитрых». Вероятно, в правительстве считают, что агропромышленный сектор экономики является прибыльным даже во время падения экономики и не нуждается в поддержке государства, отмечают эксперты.
По словам М. Колесник, с начала 2015 года был увеличен импортный сбор на большой перечень товаров и услуг. Это повысило себестоимость для изготовления целого ряда украинских продуктов (и, как следствие – цены на них).
«К примеру, возьмем конфету. Там есть какао-бобы для того, чтобы сделать шоколад, есть еще перечень зарубежных товаров, которые входят в составляющие себестоимости для производства этой конфеты. Но, кроме импортного сбора, есть еще такое понятие как индикативная цена. Сбор выплачивается не с той цены, которая есть в контракте, когда вы импортируете тот или иной товар. Таможня сама высчитывает, какой будет индикативная цена на импортный продукт. И она считает, скажем, что ваши 1000 долларов за тонну – это неправильная цена. И не важно, что вы, может быть, по биржевой цене купили товар. Таможня говорит, что у вас 2 тысячи должно быть, и вы вынуждены принять это как данность», — объяснила эксперт.
Также экспертов беспокоит, что в правительстве намерены реформировать налоговую систему АПК.
«Мы видели уже не один результат и не одно предложение. Что было изменено ранее: был изменен фиксированный сельскохозяйственный налог на единый налог 4-й группы, увеличен земельный налог. Был ряд нововведений, которые оценивались даже Министерством аграрной политики на официальном уровне как фискальное давление на бизнес в размере приблизительно 20 миллиардов гривен. Также предлагалось в несколько этапов изменить систему ранее – фиксированного сельскохозяйственного налога, позже – единого налога… Потому, что, якобы нет дальнейшей необходимости держать сельскохозяйственных производителей на упрощенных условиях налогообложения», -объяснил эксперт агарных рынков Ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Игорь Остапчук.
По его словам, упрощенное налогообложение для аграриев может быть снято с 1-го января 2016 года. Это в свою очередь существенно повлияет на цены на продукты.
«Что касается потребительской корзины – за этот год я спокоен потому, что у нас уже более-менее есть понимание касательно и урожая, и пережиты уже все эти стрессы двухлетней давности касательно повышения цен. Сегодня мы видим, что до конца года ситуация будет находиться в прогнозированном русле. На следующий год – это большой вопрос. Предварительно законопроект, как бы, не проголосовали, но уже не в первый раз правительство начинает давить на то, что его нужно принимать потому, что это – требование МВФ», — подчеркнул эксперт.
Кроме того, он уверен, что нельзя лишать аграрные предприятия такой льготы как возмещение НДС.
«Налоговые обязательства минус налоговый кредит – это та сумма, которая другими сферами платится в бюджет, а в аграрной сфере, с целью развития, она возвращается аграриям для того, чтобы они и в следующем году смогли закупить ресурсы для ведения производства. По сути, это единственная дотация. Вообще их три – это бюджетная дотация на развитие животноводства, которая оценивается где-то в 0,8 миллиарда гривен (по данным 2014 года), система единого налога – экономия оценивается в 3,84 миллиарда гривен, и около 20-25 миллиардов – это возмещение НДС», — объяснил И. Остапчук.
Эксперт напомнил, что система возвращения внутреннего НДС без участия чиновников – когда деньги просто оставались на счетах предприятий, а не перенаправлялись на счета казначейств и возвращались обратно – была гораздо более удобной и исключала коррупционную составляющую. Он также подчеркнул, что Украина – единственная страна в мире, где производителям не возвращает экспортный НДС.
Пустую казну наполнят только реальные деньги
Исходя из действий правительства, можно сделать вывод, что рефинансирование банков сегодня считается более приоритетным, чем поддержка экономики страны. Однако, как уже было сказано выше, несмотря на то, что аграрный сектор сегодня является одним из самых стабильных и приносит государству реальные деньги, чтобы развиваться, ему нужна поддержка государства. Почему же тогда в распределении финансов происходит такой бардак?
По словам Ю. Гаврилечко, на пресс-конференции 8 июля министр финансов Украины Наталия Яресько открыто заявила, что 100 миллиардов гривен рефинансирования, выделенных НБУ, просто исчезли и никогда уже не вернуться в казну. При этом, для повышения социальных стандартов правительству необходимо 12 миллиардов гривен, отметил эксперт.
«Каждый день мы видим в новостях: этот банк вывел валюту за границу, другой банк где-то что-то потянул. Фактически, мы раздаем, а потом, я прошу прощения, бизнес же надо «прижать» немножко, чтобы получить прибыль государству. Все это отражается на потребителях, на уровне жизни и так далее», — подчеркнул И. Остапчук
«Кстати, в отличие от банков, агропроизводители не могут себе позволить выводить деньги за границу. Потому что им нужны оборотные средства для того, чтобы работать. Часть денег лежит либо в посевном материале, либо в урожае», — добавил Ю. Гаврилечко.
При этом простой эмиссией гривны проблему пустеющей казны решить невозможно, уверена М. Колесник. Она считает, что деньги должен аккумулировать бизнес.
«Говорить сегодня, что нам обязательно нужно поднять пенсии в 2, 5, 10 раз… да хоть в 100! Результат будет тот же самый. Потому, что реальных денег – нет. Эти деньги должен аккумулировать бизнес. Если бизнес не будет иметь возможности развиваться, давать дополнительные средства для экономики, то печатание денег приведет лишь к тому, что те остатки среднего класса, которые есть сегодня в Украине, просто исчезнут. Если бабушке «нарисуют» пенсию, то это не значит, что всем нам, кто работает в реальном секторе экономики увеличат заработную плату. Но каждый день, приходя в магазины, вы будете видеть более высокие цены. И это будет гораздо страшнее потому, что в таком случае бизнес вовсе не будет работать. На фоне падения экономики, какой-либо рост выплат невозможен – как пример, мы имеем Грецию», — подчеркнула Мария Колесник.
«Фактически, в Украине проблема состоит в том, что нам нужно изменять фискальную политику. Если не будет изменена фискальная политика, то никакого развития не будет, о каких бы реформах кто бы ни говорил», — подытожила Мария Колесник.