Игорь Журавлев
12:00 31/05/2014

Потребительские споры с «Киевэнерго»: как обезопасить себя от «писем счастья»

Столичный монополист «Киевэнерго» продолжает терроризировать простых киевлян несуществующими задолженностями за электроэнергию. Так, многим бытовым потребителям, несмотря на регулярную и добросовестную оплату услуги, присылают «письма счастья» и грозят отключить свет в случае непогашения долга. В некоторых эпизодах порог задолженности достигает четырехзначного числа и абоненты, напуганные перспективой остаться без электричества, вынуждены стоять в очередях и выяснять отношения с управлением…

То, что не меняется

Сегодня «Киевэнерго», активно используя западные модели коммуникации, позиционирует себя как клиентоориентированную компанию, при этом деятельность отдельных подразделений оставляет желать лучшего, а взаимодействие с пользователями остается неудовлетворительным. Виной тому – отсутствие по-настоящему прозрачной связи между абонентом и поставщиком услуг.

Стоит отметить, что в 2009 году Киевское городское территориальное отделение Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) оштрафовало монополию на 15 тыс. гривен за необоснованную рассылку долговых уведомлений почти 1 млн. киевлян. Тогда АМКУ обязал компанию в течение двух месяцев осуществить перерасчет всех спорных пользовательских долгов. С приходом нового владельца (в 2011 году ДТЭК Рината Ахметова стал контролировать долю в 72,39% акций компании) ситуация кардинально не изменилась.

Сегодня киевляне платят за электроэнергию по дифференцированному тарифу, установленному Национальной комиссией по регулированию энергетики. Это означает, что под определенный объем использованной электроэнергии применяется отдельная ценовая формула для расчетной операции. Так, базовые расценки для горожан, в чьих квартирах стоят газовые плиты, следующие: 28,02 копейки за кВт-час при условии потребления до 150 кВт-час в месяц, 36,48 копейки при потреблении 150-800 кВт-час в месяц, 95,76 копейки при потреблении свыше 800 кВт-час в месяц.*

«Компания, делая годовой расчет, учла часть потребленной электроэнергии по тарифу 95 копеек за 1 кВт, хотя наша семья никогда не выходит на уровень потребления свыше 800 кВт в месяц. В итоге долг составил 857 гривен. В отделении компании сказали, что расчет производит автоматизированная система и порекомендовали обратиться в юридический или экономический отдел. В прошлом году была аналогичная ситуация, и только после бурных переговоров с начальством долг списали», — говорит житель Киева Александр.

В прошлом году известный финансист Эрик Найман также стал получателем долгового уведомления.

«Получил «письмо счастья» от «Киевэнерго» — нарисовали долг в 4 тыс. гривен. Кроме «долга» увидел еще и нарисованный объем потребления электроэнергии за последние полгода (как будто у меня в квартире фабрика). Понятное дело, у меня есть вся отчетность и документы, так что «враг не пройдет». Жаль только потерянного времени. Но меня интересует другое — это единичный случай глупости или масштабная фальсификация? Я уже было подумал, что таким образом «Киевэнерго» «рисует» гигантские долги населения, а затем бежит в бюджете денег просить», — написал он в своем блоге.

Возмущение вызывает также тот факт, что в ходе разбирательства сотрудники компании требуют от «должников» ненужную документацию и финансовую отчетность с истекшим сроком исковой давности.

«В «Киевэнерго» считают, что они самые умные: пользуясь юридической неграмотностью и запуганностью граждан, требуют квитанции, к примеру, за 5–7 лет, и если таковые не находятся, под угрозой отключения электричества назначают доплату за те периоды, по которым отсутствуют платежки. Долг начисляется, исходя из среднемесячного потребления энергии. Вообще-то такие действия можно оспорить в суде, но суд — это долго, нудно и дорого, а электричество «Киевэнерго» может «обрезать» за 5 минут», — пишет журналист Александр Карпец.

Корни потребительских долгов

Почему же так происходит? Причин несколько. Во-первых, расхождение происходит из-за конфликта данных снятых со счетчика потребителем и контролером компании. Кроме того, в механизме формирования объема потребления используются расчетные показания, которые генерируются автоматизированной системой на основе фактических показаний и применяется в тех случаях, когда эти показания занесены не на первое число месяца (т.е. нового абонентского месяца — исходной точки всех расчетов), а позже. Таким образом, наличие трех источников формирования показателей создают информационную мешанину, продуктом которой может стать долг.

Во-вторых, при годовой сверке сотрудники компании могут по той или иной причине не учесть льготы, которые имеют определенные группы граждан.

«В течение двух лет, в марте-апреле нас оповещали о задолженности в размере около 800 гривен. В отделение надо было нести чернобыльские удостоверения, чтобы засвидетельствовать право на льготы, хотя ранее, когда мы оформляли право на льготы, все эти документы были внесены в дело», — говорит Игорь, житель «чернобыльского» дома, расположенного по адресу Вербицкого 11.

В-третьих, к потребителю, который нерегулярно платит и бессистемно снимает показания счетчика (например, платит ежеквартально, без определенной последовательности), может быть применена практика усредненных цифр (на основе среднесуточного использования электроэнергии за последние 12 месяцев) для воссоздания картины абонентского потребления, что не всегда отражает реальное положение вещей.

Также внести неясность могут банковские операторы, через которые проходят платежи.

Дело в том, что компания принимает от банка данные об оплате в виде файлов электронного реестра, в котором банк указывает дату показаний. Однако банки могут использовать разные подходы к заполнению даты показаний. В одном из вариантов банк ставит дату показаний равной дате последнего дня месяца, за который вы платите (или первое число следующего месяца), в ином варианте банк ставит дату показаний равную дате оплаты и с позиции «Киевэнерго» это не есть начало нового абонентского месяца.

Поэтому, чтобы избежать накопления «долгов» достаточно руководствоваться несколькими правилами: а) надо снимать данные со счетчика первого числа каждого месяца; б) ежеквартально требовать от компании акт сверки, чтобы в будущем застраховать себя от разночтения данных; в) использовать онлайн-сервис для персонального администрирования оплаты коммунальных платежей (в нем будет отображаться платежная динамика, что позволит более уверенно апеллировать при возникшем конфликте с поставщиком услуг). Помимо всего нужно следить за изменениями в тарифах, чтобы новый календарный год не начался с неприятных сюрпризов в виде долга. Если же вы уже вступили в спор и убеждены в своей правоте, то используете в процессе разбирательства все доступные инструменты юридического и бюрократического давления, обращаясь с соответствующими запросами к следственным и контролирующим органам.

*Ожидается, что с 1 июня текущего года на 10% повысятся тарифы на бытовую электроэнергию. Соответствующую рекомендацию НКРЭ дал Кабинет Министров в конце мая.

Читайте также по теме