Петр Порошенко анонсировал назначение антикоррупционного прокурора, которое, как утверждают правозащитники, якобы тормозил генпрокурор. Главу ГПУ обвиняют и в возможном срыве безвизового режима и в задержке транша кредита МВФ. Верховной Раде собирают подписи за его отставку, есть и соответствующая электронная петиция. Эксперты отмечают, в смене генпрокурора настаивают западные партнеры. Но сдастся ли Президент.
«За» и «Против» отставки Шокина
В Верховной Раде активизировался сбор подписей за отставку Виктора Шокина с должности генерального прокурора. В понедельник, 2 ноября, уже 120 депутатов поставили подпили под соответствующим проектом постановления парламента, для рассмотрения которого требуется 150 подписей.
Руководитель аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев отмечает, что среди подписавшихся есть представители Блока Петра Порошенко. «Очевидно, Президент будет искать компромиссную фигуру, не раздражающую членов коалиции. Ведь Виктор Шокин понес серьезные репутационные потери», — сказал он.
По мнению Золотарева, результаты местных выборов, по которым президентская политсила может укрепить вертикаль власти в ряде регионов, позволяют Президенту сменить Генпрокурора.
«Порошенко морально готов к отставке Шокина», — резюмировал Андрей Золотарев.
С ним не согласен директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник . «Президент будет держаться за Генпрокурора до последнего. Отставка Шокина будет означать закат самого Порошенко», — сказал он.
Эксперт считает, что глава ГПУ является одним из столпов власти, «без него Порошенко долго не удержится». «ГПУ играет ключевую роль в политике и экономике что особенно важно для команды Порошенко накануне отмены моратория на продажу земли. Верный Президенту генпрокурор позволяет держать под контролем правительство и парламент», — сказал он.
Отметим, что на прошлой неделе электронная петиция, которая предлагает уволить генерального прокурора Виктора Шокина, уже собрала 25 тысяч подписей, необходимых для рассмотрения Президентом. В понедельник, нардепы от БПП Сергей Лещенко и Мустафа Найем заявили, что поставили подписи под петицией об отставке Виктора Шокина. А лидер Радикальной партии Олег Ляшко написал в Facebook, что его фракция покинула заседание согласительного совета вместе с фракциями «Батькивщина» и «Самопомич», протестуя против действий ГПУ.
«Только что Порошенко и Гройсман (председатель ВР-авт.) устроили очередной спектакль в парламенте. На заседание согласительного совета пришел следователь Генпрокуратуры и с разрешения Гройсмана пытался вручить повестки на допросы ряда депутатов. Такого произвола властей не было во времена Януковича. Подобными действиями Порошенко пытается запугать членов парламента», — написал Ляшко.
«Пакетное наказание»
На согласительном совете парламента представители ГПУ принести повестки для проведения следственных действий народным депутатам фракции «Оппозиционный блок» Вадиму Новинскому, Наталии Королевской и Александру Вилкулу (борющемуся за пост мэра Днепропетровска-авт.) об этом сообщил глава фракции Блока Петра Порошенко Юрий Луценко. Сам Луценко на заседании потребовал одновременного наказания как представителей прошлой власти, так и новых казнокрадов. «Общество поддерживает одновременное, «пакетное» наказание и старых, и новых казнокрадов и преступников. Другие варианты вызывают недоверие», — сказал он. Луценко отметил, что Блок Петра Порошенко требует отчета всех трех силовиков: генпрокурора, министра внутренних дел и главы СБУ.
Руслан Бортник напомнил, что в резонансных задержаниях нардепа от Радикальной партии Игоря Мосийчука (задержан на заседании ВР 17 сентября) и лидера партии УКРОП Геннадия Корбана (задержан 31 октября) принимала участие СБУ по представлению Генпрокуратуры. Хотя статьи Уголовного кодекса , по которым обоим выдвинуты подозрения (Мосийчуку- взятка и угрозы, Корбану- присвоение имущества, похищение ), могут относиться к компетенции МВД, а не СБУ, занимающейся вопросами нацбезопасности.
«К министру внутренних дел Арсену Авакову у Президента доверия нет. Он- ставленник «Народного фронта» премьера Яценюка, а руководство СБУ и ГПУ назначается по президентской квоте. В случае отставки Генпрокурора, усилится влияние Авакова и зарубежных партнеров в силовых ведомствах», — сказал он.
Эксперт не исключил, что Главе государства «больше не позволят назначить генпрокурора по своему усмотрению», поскольку Виктор Шокин – третий глава ГПУ за время правления Петра Порошенко. «Если Олег Махницкий был назначен при и.о. Президента Александре Турчинове, то Виталия Ярему назначили и сняли при Порошенко (июнь 2014- февраль 2015)», — сказал он. Эксперт не исключает, что активность ГПУ в расследованиях против политиков, объясняется стремлением сохранить Виктора Шокина на должности.
Кто вместо Шокина
Эксперты сходятся во мнении, что основными претендентами на должность главы ГПУ вместо Виктора Шокина могут стать его заместители Давид Сакварелидзе и Виталий Касько. Их работу высоко оценивает посол США Джеффри Пайет, заявивший: «Мы апплодируем им. Их расследования коррупции в ГПУ направили четкий сигнал о том, что те, кто злоупотребляет своими прокурорскими полномочиями, будут привлечены к ответственности». Посол Соединенных Штатов вспомнил, в частности, дела «бриллиантовых прокуроров» (Владимир Шапакин и Александр Корниец были задержаны по инициативе заместителя генпрокурора Давида Сакварелидзе — прим. авт).
В противовес им, по словам Джеффри Пайета, другие должностные лица прокуратуры «запугивают и препятствуют усилиям тех, кто работает честно». «Мне известно о случаях, когда Генпрокуратура не только не поддерживала расследования коррупции, а, скорее, подрывала деятельность прокуроров, работающих по коррупционным делам», — заявил посол в конце сентября.
С тех пор в адрес ГПУ появились новые претензии. Так, Организация Transparency International, которая ежегодно составляет мировой рейтинг коррупции, считает, что генпрокурор Виктор Шокин не хочет проводить реформы в прокуратуре и бороться с коррупцией в Украине. Там утверждают, что первые лица государства пытаются установить через генпрокурора Виктора Шокина личный контроль над ключевыми антикоррупционными органами, дабы заставить их работать в собственных интересах.
«Сомнения относительно способности этих лиц выбрать действительно независимое руководство антикоррупционной прокуратуры уже публично выразили посол ЕС в Украине, парламентский Комитет по предупреждению коррупции, антикоррупционная общественность и СМИ», — напомнили в Transparency International.
Якобы, если Антикоррупционная прокуратура не заработает до конца года, ЕС гарантированно откажет Украине в безвизовом режиме. Президент Петр Порошенко уже пообещал, что Антикоррупционный прокурор будет назначен до 30 ноября.
Безизовый режим, кредит МВФ…
В Адрес Шокина последовали новые упреки. Так, глава НБУ Валерия Гонтарева фактически обвинила ГПУ в срыве очередного транша кредита МВФ. «К концу года наши резервы составляют $15 млрд. Честно скажу, наша амбициозная цель была $18 млрд, но к концу года третий транш по программе МВФ не придет. Это вопрос не к нам, а к прокурору по поводу антикоррупционных мер», — подчеркнула она.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко отмечает надуманность подобных утверждений. «Согласно рейтингу коррупции Transparency International, Гондурас занимает 126 место по уровню коррупции в мире, но имеет безвизовый режим с ЕС, и это никого не смущает», — говорит эксперт.
Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев отмечает: «Западные кураторы взяли курс на полную смену правящей элиты в Украине. Информационная атака направлена на Генпрокуратуру, которая держит страну в равновесии. Налицо намерение убрать Шокина с должности, как человека, близкого к Президенту. Цель — полностью зачистить старую элиту, сделать Президента «хромой уткой», ослабить вертикаль власти. А затем ввести во власть молодежь с пустыми карманами, которая будет политически и экономически зависимой», — сказал он.
Но Руслан Бортник считает, что Петр Порошенко сдаваться, не намерен. «Президент так крепко держится за генпрокурора Шокина, что рискнул испортить отношения с западными партнерами», — заключил он.