В новом году ожидается повышение «минималки». Об этом свидетельствуют финансовые положения проекта госбюджета-2019, который уже получил парламент. В то же время эксперты отмечают, что эта мера не компенсирует рост цен на продукты и коммуналку.
В этом году правительство не решилось на очередное повышение минимальной заработной платы и перенесло это на следующий год, зафиксировав соответствующие положения в проекте госбюджета-2019. Согласно видению чиновников, в январе 2019 года «минималка» должна составить 4 170 гривен.
В целом в планах правительства повышение уровня минимальной зарплаты в среднем ежегодно на 7-9% в 2019-2021 годах.
Напомним, текущая государственная смета предполагала рост «минималки» до 4 200 гривен уже после I квартала, но, несмотря на призывы Президента, не сложилось.
Почему же не произошло повышения? Дело в том, что для этого не было положительных бюджетных результатов.
«Рост экономики ускорился, но план доходов общего фонда не выполнен на 15 млрд гривен в первом полугодии. И это при том, что от Национального банка поступило 38 млрд гривен из годового объема средств в 44,6 млрд гривен, и получено 8 млрд гривен разовых поступлений от продажи лицензий на использование 4G», — заявил глава Счетной палаты Валерий Пацкан, добавив, что не все хорошо идет по линии размещения ОВГЗ и продажи госимущества.
Более того, НБУ выразил опасения, что дефицит госбюджета может превысить запланированный уровень- 2,5% ВВП (около 17,5 млрд гривен).
Экономист Олег Пендзин говорит, что будущее поднятие минимальной зарплаты напоминает попытку перекрыть рост цен на продукты. Собственно, этим власти и занимаются уже два года подряд. Последнее повышение «минималки» произошло в начале 2018 года: она выросла до 3 723 гривен. Годом ранее ее повысили в два раза: с 1 600 до 3 200 гривен.
«В Украине постоянно происходит рост цен на товары и услуги. Повысив «минималку», мы подтянемся до уровня инфляции в 10%. «Минималка» также автоматически меняет среднюю заработную плату», — пояснил эксперт.
Отметим, что рост «минималки» в первую очередь бьет по среднему и малому бизнесу, ведь единый социальный взнос (ЕСВ) и единый налог, который оплачивают работодатели, привязаны к минимальной зарплате. Иными словами, «минималка» в Украине это, прежде всего, – база для начисления ЕСВ, который поступает в Пенсионный фонд. В этой связи создается угроза увеличения «тенизации» зарплатного фонда, когда частный сектор прибегает к ухищрениям в виде перевода сотрудников на неполный рабочий день и фиктивных увольнений. Также рост минимальной зарплаты отражается на состоянии госбюджета, так как финансирование зарплат для госсектора идет из него. Кроме того, повышение всегда раскручивает спираль инфляции, ведь производитель закладывает зарплаты в товары и услуги.
Экономический эксперт Всеволод Степанюк не верит, что новый размер «минималки» сделает погоду.
«Будущее повышение минимальной зарплаты и пенсий будет настолько незначительным, что не сможет компенсировать рост цен на продукты и коммунальные услуги. На фоне роста цен данное повышение останется незамеченным», – комментирует он.
По прогнозам НБУ, инфляция к концу года составит 8,9%, хотя экспертная среда мало верит в это.
«Инфляция в текущем году будет больше, чем была запланирована. К концу 2018 года она будет на уровне 15-16%. Всему виной счета НДС», — говорит экономист Александр Охрименко.
По словам экспертов, цены и тарифы продолжат расти также из-за девальвации и энергоносителей. Так, в связи с требованиями МВФ, скорее всего, увеличится стоимость газа для населения и предприятий ТКЭ. Таким образом, тарифы на горячую воду и отопление взлетят вверх.
«Именно договоренности с фондом определяют социально-экономическую политику на следующий год. Своих целей последняя миссия МВФ (работала в Киеве с 6 по 19 сентября – прим. Ред), безусловно, добилась. Думаю, украинцам поднимут цену на газ. Повышение стоимости газа для населения пройдет в три этапа. Скорее всего, этой осенью на 20-30%. Все остальное повышение попытаются перенести после президентских выборов», — разъяснил политолог Руслан Бортник.
Если даже не брать в счет фактор МВФ и цены на газ, то планируемое повышение «минималки» все равно не отвечает вызовам реальности, утверждают эксперты.
«Та «минималка», которая ожидает украинцев в скором времени,– перестала быть актуальной для граждан даже с точки зрения потребительской корзины. Минимальная зарплата, которая реально соответствует ценам на продукты и услуги сегодня, должна быть выше 6 000 гривен », – отмечает Александр Охрименко.
В то же время, по расчетам Федерации профсоюзов Украины (ФПУ), минимальная заработная плата с 1 января 2019 года должна составлять не менее 7, 7 тыс. гривен.
«Пока при власти Петр Порошенко и Владимир Гройсман, повышение минимальной зарплаты от профсоюзов – нереально. Реальными будут те копейки, которые они запланировали», — комментирует экс-нардеп Андрей Павловский.
В целом эксперты указывают, что вопрос «минималки» стоит рассматривать в контексте предстоящих выборов, ведь подобные меры имеют положительный электоральный эффект, который так необходим действующий власти.