Кабинет Министров Украины решил, что сиюминутная проблема дефицита бюджета страны, являющаяся следствием его же собственной экономической политики важнее чем социальная справедливость. Это следует из текста нового Меморандума между МВФ и Кабмином. Так, согласно пункту 10 Меморандума, пенсионная реформа стартует в 2011 году и будет длиться 10 лет, во время которых пенсионный возраст для женщин увеличиться с 55 до 60 лет, возрастая на полгода каждый год. На такой пенсионной «реформе» правительство в 2011 году планирует сэкономит 4,8 миллиарда гривен. При этом, никто не говорит ни слова о том, что в 2011 году дефицит бюджета Пенсионного фонда составит около 100 млрд грн, а пресловутая экономия может быть с лихвой перекрыта расходами на пособие по безработице для молодежи, которая не сможет устроиться на работу связи с тем, что повышение пенсионного возраста будет этому препятствовать.
Такая «пенсионная реформа» в Украине не заставит украинцев дольше работать. Опыт европейских стран доказал: повышение пенсионного возраста еще не означает, что граждане станут дольше работать. Об этом заявил в конце октября национальный координатор международного Бюро труда в Украине Василий Кострица. В результате повышения пенсионного возраста возникнут в первую очередь проблемы с трудоустройством молодежи. Вспоминая о том, что предложенный летом этого года законопроект о первом рабочем месте был благополучно провален в парламенте можно утверждать – о перспективах на будущее украинские депутаты не думают вообще. Все попытки «поиграться» с пенсиями – не более чем реакция на дефицит бюджета, который надо хоть чем-то заткнуть.
Одновременно с рассказами о некой необходимости повышения пенсионного возраста, в средствах массовой информации появляются публикации в поддержку такого античеловеческого плана Кабмина. К примеру, в статье для газеты «Зеркало недели» доцент кафедры социологии НаУКМА Александр Корегин пишет о том, что «медико-биологических обоснований нынешнего пенсионного возраста не существует». «Во-первых, аргументы в пользу невозможности поднятия пенсионного возраста женщин из-за низкой продолжительности жизни и/или уровня здоровья либо основаны на эмоциях, а не на корректных показателях и достоверной информации, либо политически ангажированы. Во-вторых, неверно восприятие ныне действующих границ пенсионного возраста как имеющих какое-то научное обоснование», – отмечает автор.
Данное заявление очередного «эксперта» в социальной политики несколько не соответствуют действительности. Хочу доценту А.Корегину и его последователям устроить небольшой ликбез: пенсионный возраст — не имеет ни малейшего отношения ни к медицине ни к биологии! Поэтому вести речь о пенсионном возрасте в таком контексте – просто безграмотно. Поскольку, пенсионный возраст – социально-экономическая характеристика.
Кроме того, хотелось бы напомнить, что современная система пенсионного обеспечения была во много сформирована благодаря немецкому канцлеру Отто фон Бисмарку в конце 19 века. В СССР пенсии появились в начале 20-ых годов 20 века. С 1924 года пенсию по старости по достижении 65-летнего возраста стали получать преподаватели высших учебных заведений, с 1928 года — рабочие текстильной промышленности, с 1929 года — работники ведущих отраслей тяжелой промышленности и транспорта. Следует также отметить, что в 1929 году были установлены отличия между размерами пенсий по инвалидности и по старости, а также был определен порядок выплаты пенсий по старости для пенсионеров, продолжавших свою трудовую деятельность. С 1932 года пенсионное обеспечение по старости распространилось на рабочих всех отраслей народного хозяйства. После осуществления этой меры были проведены специальные обследования контингента уходивших на пенсию по инвалидности в связи с потерей трудоспособности на предмет установления соответствующего возраста. В результате было выявлено, что к 55 годам большая часть женщин и к 60 годам большая часть мужчин теряли способность продуктивно работать.
В 1932 году правительство СССР в законодательном порядке установило возрастные границы наступления прав получения пенсии по старости. Для женщин пенсионный возраст наступал с 55 лет, для мужчин — с 60 лет. Конституцией СССР 1936 года было декларировано всеобщее пенсионное обеспечение по старости для рабочих и служащих. Однако после принятия в 1956 году закона о государственных пенсиях, регулировавшего их размеры, была отменена выплата пенсий по старости работающим пенсионерам. В результате этого доля работающих пенсионеров резко сократилась, по некоторым данным, более чем в шесть раз — с 60 % в 1956 году до 9 % в 1962 году.
В отличие от рабочих и служащих работники колхозов обрели право на получение пенсии по старости только в 1964 году, после принятия закона о пенсиях и пособиях членам колхоза. Указанным законом с 1965 года регламентировалась возможность выхода на пенсию мужчин-колхозников после достижения ими 65-летнего возраста, а женщин-колхозниц — с 60 лет. И лишь с 1968 года возрастные границы получения пенсий по старости колхозниками были понижены до уровня, установленного для государственных служащих и рабочих большинства отраслей промышленности. В результате предпринятых мер к концу 1960-х годов в СССР была создана государственная система всеобщего пенсионного обеспечения по старости.
Все сегодняшние попытки разрушить сложившуюся систему вместо ее реформирования, означают одно: таким образом власти и олигархи пытаются решить свои финансовые проблемы за счет одной из самых социально незащищенных категорий украинских граждан – пенсионеров. Ни малейших обоснований, кроме как «хочу денег» у предлагаемой «пенсионной реформы» – нет.
По версии Программы развития ООН, Украина попала в девятку государств, где ожидаемая продолжительность жизни ниже показателей 1970-х годов. При той демографической ситуации, которая сложилась в Украине за 20 лет независимости (по сравнению с СССР – средняя продолжительность жизни у нас уменьшилась почти на 8 лет) повышать пенсионный возраст сейчас – это просто преступление.