Повышение пенсионного возраста – необходимость или манипуляция?

Кабинет Министров Украины решил, что сиюминутная проблема дефицита бюджета страны, являющаяся следствием его же собственной экономической политики важнее чем социальная справедливость. Это следует из текста нового Меморандума между МВФ и Кабмином. Так, согласно пункту 10 Меморандума, пенсионная реформа стартует в 2011 году и будет длиться 10 лет, во время которых пенсионный возраст для женщин увеличиться с 55 до 60 лет, возрастая на полгода каждый год. На такой пенсионной «реформе» правительство в 2011 году планирует сэкономит 4,8 миллиарда гривен. При этом, никто не говорит ни слова о том, что в 2011 году дефицит бюджета Пенсионного фонда составит около 100 млрд грн, а пресловутая экономия может быть с лихвой перекрыта расходами на пособие по безработице для молодежи, которая не сможет устроиться на работу связи с тем, что повышение пенсионного возраста будет этому препятствовать. 

Такая «пенсионная реформа» в Украине не заставит украинцев дольше работать. Опыт европейских стран доказал: повышение пенсионного возраста еще не означает, что граждане станут дольше работать. Об этом заявил в конце октября национальный координатор международного Бюро труда в Украине Василий Кострица. В результате повышения пенсионного возраста возникнут в первую очередь проблемы с трудоустройством молодежи. Вспоминая о том, что предложенный летом этого года законопроект о первом рабочем месте был благополучно провален в парламенте можно утверждать – о перспективах на будущее украинские депутаты не думают вообще. Все попытки «поиграться» с пенсиями – не более чем реакция на дефицит бюджета, который надо хоть чем-то заткнуть.

Одновременно с рассказами о некой необходимости повышения пенсионного возраста, в средствах массовой информации появляются публикации в поддержку такого античеловеческого плана Кабмина. К примеру, в статье для газеты «Зеркало недели» доцент кафедры социологии НаУКМА Александр Корегин пишет о том, что «медико-биологических обоснований нынешнего пенсионного возраста не существует». «Во-первых, аргументы в пользу невозможности поднятия пенсионного возраста женщин из-за низкой продолжительности жизни и/или уровня здоровья либо основаны на эмоциях, а не на корректных показателях и достоверной информации, либо политически ангажированы. Во-вторых, неверно восприятие ныне действующих границ пенсионного возраста как имеющих какое-то научное обоснование», – отмечает автор. 

Данное заявление очередного «эксперта» в социальной политики несколько не соответствуют действительности. Хочу доценту А.Корегину и его последователям устроить небольшой ликбез: пенсионный возраст — не имеет ни малейшего отношения ни к медицине ни к биологии! Поэтому вести речь о пенсионном возрасте в таком контексте – просто безграмотно. Поскольку, пенсионный возраст – социально-экономическая характеристика. 

Кроме того, хотелось бы напомнить, что современная система пенсионного обеспечения была во много сформирована благодаря немецкому канцлеру Отто фон Бисмарку в конце 19 века. В СССР пенсии появились в начале 20-ых годов 20 века. С 1924 года пенсию по старости по достижении 65-летнего возраста стали получать преподаватели высших учебных заведений, с 1928 года — рабочие текстильной промышленности, с 1929 года — работники ведущих отраслей тяжелой промышленности и транспорта. Следует также отметить, что в 1929 году были установлены отличия между размерами пенсий по инвалидности и по старости, а также был определен порядок выплаты пенсий по старости для пенсионеров, продолжавших свою трудовую деятельность. С 1932 года пенсионное обеспечение по старости распространилось на рабочих всех отраслей народного хозяйства. После осуществления этой меры были проведены специальные обследования контингента уходивших на пенсию по инвалидности в связи с потерей трудоспособности на предмет установления соответствующего возраста. В результате было выявлено, что к 55 годам большая часть женщин и к 60 годам большая часть мужчин теряли способность продуктивно работать.

В 1932 году правительство СССР в законодательном порядке установило возрастные границы наступления прав получения пенсии по старости. Для женщин пенсионный возраст наступал с 55 лет, для мужчин — с 60 лет. Конституцией СССР 1936 года было декларировано всеобщее пенсионное обеспечение по старости для рабочих и служащих. Однако после принятия в 1956 году закона о государственных пенсиях, регулировавшего их размеры, была отменена выплата пенсий по старости работающим пенсионерам. В результате этого доля работающих пенсионеров резко сократилась, по некоторым данным, более чем в шесть раз — с 60 % в 1956 году до 9 % в 1962 году.

В отличие от рабочих и служащих работники колхозов обрели право на получение пенсии по старости только в 1964 году, после принятия закона о пенсиях и пособиях членам колхоза. Указанным законом с 1965 года регламентировалась возможность выхода на пенсию мужчин-колхозников после достижения ими 65-летнего возраста, а женщин-колхозниц — с 60 лет. И лишь с 1968 года возрастные границы получения пенсий по старости колхозниками были понижены до уровня, установленного для государственных служащих и рабочих большинства отраслей промышленности. В результате предпринятых мер к концу 1960-х годов в СССР была создана государственная система всеобщего пенсионного обеспечения по старости.

Все сегодняшние попытки разрушить сложившуюся систему вместо ее реформирования, означают одно: таким образом власти и олигархи пытаются решить свои финансовые проблемы за счет одной из самых социально незащищенных категорий украинских граждан – пенсионеров. Ни малейших обоснований, кроме как «хочу денег» у предлагаемой «пенсионной реформы» – нет. 

По версии Программы развития ООН, Украина попала в девятку государств, где ожидаемая продолжительность жизни ниже показателей 1970-х годов. При той демографической ситуации, которая сложилась в Украине за 20 лет независимости (по сравнению с СССР – средняя продолжительность жизни у нас уменьшилась почти на 8 лет) повышать пенсионный возраст сейчас – это просто преступление.

 

Читайте также по теме