Олег Дмитренко
16:00 10/06/2013

Повышение цен на ж/д перевозки: цепная реакция

Традиционно, задним числом, чиновники сообщили об очередном «покращенни», которое ожидает украинцев в текущем году. В конце первой декады июня, «Укрзализныця» объявила о том, что повышает тарифы на свои услуги.
В частности, в июне
color="#0000ff">тарифы возрастут на 4%, с 1 июля – на 3%, а в октябре еще на 2,8%. Суммарно же, с учетом увеличения «процент на проценте», до конца года тарифы на железнодорожные перевозки будут увеличены на 10,1 %. Причем тарифы, очевидно, поднимутся как на пассажирские, так и на грузовые перевозки.
Казалось бы, ну что такое 10%? Тем более, только на перевозки. Несущественная мелочь. Но это только на первый взгляд. Объемы грузоперевозок помогают с намного большей точностью, чем Госстат выявить тенденции роста или падения экономики и любые факторы, влияющие на них, сказываются на всей экономике страны, причем очень быстро.
Повышение цен на пассажироперевозки, да еще в отпускной сезон, вещь, конечно, сама по себе неприятная, но не сильно опасная для экономики. А вот увеличение стоимости грузоперевозок на 10% вызовет массу последствий.
Во-первых, возросшая стоимость транзита уменьшит объемы перевозимых грузов по отечественной железной дороге и уход логистических компаний на другие рынки, в частности, грузы из Китая, Дальнего Востока и Средней Азии, а также России, пойдут в Европу через Беларусь, Польшу, Румынию и Болгарию. Это – первые потери бюджета страны.
Во-вторых, аграрии получат меньше денег за выращенное зерно, так как зернотрейдеры снизят закупочные цены, чтобы покрыть возросшие расходы на логистику, ведь даже при самом худшем сценарии, примерно половина урожая зерновых будет продана на экспорт. Получив меньше денег, аграрии будут вынуждены или обращаться за кредитами и/или снижать объемы посевов озимых на будущий год. А значит в 2014 году Украина получит рост цен на продукты и снижение урожая.
Это – вторые прямые потери для бюджета страны.
В-третьих, при повышении стоимости грузоперевозок, падает рентабельность двух основных промышленных экспортных отраслей: металлургической и химической. Рынок как металла так и химудобрений достаточно консервативен и роста цен на нем не предвидится в таких масштабах, чтобы перекрыть увеличение стоимости перевозок. А значит, работая и так в условиях сильной конкуренции и жесткого ценового давления, они получат снижение уровня рентабельности. Чтобы перекрыть убытки, скорее всего, будут использованы два метода: снижение зарплат и сокращение штатов работников. Это – третьи прямые (за счет снижения поступлений от налога на прибыль) и первые косвенные убытки бюджета (за счет роста безработицы).
В-четвертых, поднимутся и внутренние цены на товары, а затем и услуги. Ведь вслед за ж/д транспортом подорожают услуги и остальных видов транспорта.
Вот такая цепная реакция ожидает украинскую экономику.

Читайте также по теме