Повышения пенсионного возраста не было среди обещаний Зеленского, зато в своей предвыборной программе он обещал «достойное пенсионное обеспечение». Сейчас же «слуги народа» хотят повысить пенсионный возраст до 61 года, когда в Украине самый низкий уровень ожидаемой продолжительности здоровой жизни в Европе. Он чуть выше возраста для выхода на пенсию, который хотят установить депутаты из «зеленой» команды.
«Половина мужчин просто не доживет до этого возраста»
В конце мая текущего года «слуги народа» во главе с Галиной Третьяковой подали законопроект с предложением изменить некоторые нормы определения пенсионного возраста в Украине. Документ был зарегистрирован под номером 5566. Основная идея народных депутатов – постепенное повышение пенсионного возраста с 60 лет до 61 года.
Исходя из пояснительной записки к документу, можно понять, что повысить пенсионный возраст депутаты хотят, потому что в странах Европы он уже давно выше.
«Сейчас есть много стран, в которых установленный законодательством возраст выхода на пенсию составляет не менее 65 лет. Примером являются Бельгия, Дания, Финляндия, Австрия, Швеция, Швейцария, Испания и Великобритания. Во многих странах пенсионный возраст постепенно увеличивают до 67 лет. В Ирландии пенсионный возраст должен быть увеличен до 68 лет до 2028 года. Увеличение продолжительности жизни рассматривается как важный аргумент в пользу дальнейшего увеличения пенсионного возраста во многих странах», – написали депутаты, будто намекая о своих дальнейших намерениях в повышении пенсионного возраста.
Однако законодатели не планируют резкое повышение пенсионного возраста в Украине. Согласно законопроекту № 5566, он начнет расти с 2023 года по месяцу в год, а значит, выходить в 61 год на пенсию будут в 2035 году.
«Это слишком медленный темп повышения пенсионного возраста. Повышать его надо, потому что 60 лет для европейской страны с такой демографией, как у нас, это все практически ничего, это очень мало, – говорит ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований НАН Украины Лидия Ткаченко. – Даже наши соседние страны, которые очень долго не повышали пенсионный возраст, например, та же Беларусь и Россия, которые последними стали повышать возраст, и то Беларусь повышает до 63, а Россия повышает мужчинам до 65-ти. Если посмотреть на международный опыт, в странах ЕС, восточноевропейских странах, они повышают пенсионный возраст на два, три, четыре месяца в год, но все-таки не по одному месяцу. Вот страны, у которых 65 пенсионный возраст, они там дальше идут на 66, 67, там медленно повышают. В 2035 году не останется стран с пенсионным возрастом 61 год».
Однако это не означает, что после принятия такого закона депутаты не могут внести изменения в законодательство и ускорить рост пенсионного возраста в Украине. Главное – вбросить в общество идею, узаконить очередное повышение сейчас, а для этого важен сам факт и не важно, с какими темпами это будет происходить.
«Это как окно Овертона, – говорит эксперт по социальным вопросам Андрей Павловский. – Если бы они сразу повышали на 5, на 7 лет, это вызвало бы социальное возмущение, протесты, негодование, а так постепенно приучают к тому, что можно в Украине постепенно, не за счет страхового стажа, как Гройсман с Ревой сделали, а так напрямую нагло повышать пенсионный возраст. Сначала мы вам немножечко, на один год поднимем, чтобы вы не возмущались, и не сразу, а помесячно будем увеличивать, а потом, придет время, они сразу увеличат до европейского уровня, как они мечтают, до 67 лет».
Сравнение пенсионного в Украине и в странах Евросоюза, что приводят как аргумент «слуги народа», некорректно. Например, по данным Госстата, средняя ожидаемая продолжительность жизни в Украине в 2019 году составила 72,01 лет – 66,92 лет для мужчин и 76,98 для женщин. А по данным ВОЗ в Швейцарии, Испании, Франции, Италии, Греции, Германии, скандинавских странах этот показатель составляет 82-84 года.
«Когда они говорят, что в Европе так, то забывают несколько моментов. Во-первых, у нас нет таких зарплат и уровня жизни, как в Европе. У нас нет нормального здравоохранения, соответственно продолжительность жизни у нас гораздо меньше. 61 год выхода на пенсию – половина мужчин просто не доживет до этого возраста. Платят взносы все, но получают далеко не все, потому что далеко не все доживают до пенсионного возраста», – говорит экономический эксперт Всеволод Степанюк.
Действительно, согласно исследованию Global Burden of Disease Study, в 2019 году в Украине была сама низкая в Европе ожидаемая продолжительность здоровой жизни. Для нашей страны этот показатель составил 61,7 лет. В это же время в Беларуси и Молдове – 65 лет, России – 63,7, Литве – 66,5, Латвии – 66,2, Эстонии – 68. Среднемировая ожидаемая продолжительность здоровой жизни была зафиксирована на уровне 63,5 года.
«Разрушать собственную систему и ставить в пример европейскую – это как минимум глупо и это возврат по развитию назад фактически на 100 лет, – говорит Всеволод Степанюк. – К тому же учитывая стаж 30 лет для женщин и 35 лет для мужчин, все равно мало кто выйдет на пенсию раньше 61-62 лет. Опять же в 60 лет, если нет такого стажа, люди имеют право на социальную помощь в виде минимальной пенсии. Эта инициатива абсолютно глупая, и я надеюсь, люди сделают на ближайших выборах выводы, стоит ли голосовать за людей, которые такие инициативы выдвигают».
Кроме того, не все европейские страны повышают пенсионный возраст. Например, в Польше понизили пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и 60 для женщин. До этого он был на уровне 67 лет для обоих полов. А в Италии в 2019 году снижали пенсионный возраст с 67 для мужчин и 66 для женщин до 62 для всех, но с учетом, что трудовой стаж должен составлять не менее 38 лет. В польском случае такое решение объяснялось тем, что рабочую силу компенсируют трудовые мигранты в Польше из той же Украины. А в Италии уменьшали пенсионный возраст, чтобы старшие люди не задерживались на работе и дали дорогу молодежи.
«Когда правительство займется всерьез экономикой…»
Законопроект № 5566 предполагает еще одну норму: за каждого рожденного и воспитанного до 6-летнего возраста ребенка, женщина может выйти на пенсию по возрасту на полгода раньше, но эта «скидка» не должна превышать 3 года. В Украине только недавно с 1 апреля сравнялся пенсионный возраст для мужчин и женщин (60 лет), а тут такая инициатива его снизить. Авторы законопроекта считают, что это будет стимулировать рост рождаемости в Украине.
«Большинство женщин успели родить хотя бы одного-двух детей, – говорит Лидия Ткаченко. – Сейчас выходят на пенсию женщины, которые родились в начале 60-х годов. Получается, что женщины практически сразу получат возможность выходить на пенсию на полгода, на год, а то и на полтора раньше, чем обычный пенсионный возраст. Мы только-только достигли того, что пенсионный возраст мужчин и женщин выровнялся. Мы можем гордиться, что мы отстаиваем гендерное равенство, и тут же мы начинаем женщинам вводить какие-то льготы, которые не вполне оправданы. На рождаемость это никак не повлияет, потому что женщинам, которые рожают сейчас, до пенсии далеко».
Очевидно, такая идея – всего лишь политтехнологический прием: добавить что-то положительное на фоне непопулярной инициативы повышения пенсионного возраста.
В целом законопроект № 5566 не решает многочисленных проблем пенсионной системы Украины. За пять месяцев 2021 года дефицит Пенсионного фонда Украины составил 10 миллиардов гривен, около 40 % выплат финансируются за счет государственного бюджета.
«Инициатива “зеленой” команды о повышении пенсионного возраста идет в русле антинародной политики. Во-первых, никаких особых дефицитов Пенсионного фонда, как они говорят, нет. Потому что Пенсионный фонд должен финансироваться с бюджета, а не только со взносов граждан. Когда говорят о больших проблемах фонда, это, грубо выражаясь, обман населения. Конечно, они не хотят тратить деньги, которые хотят украсть с бюджета, на выплаты пенсий», – говорит Всеволод Степанюк.
Повышение пенсионного возраста может быть направлено попросту на сокращение количества людей, которым необходимо будет платить пенсии. И делается это, когда дефицит Пенсионного фонда дотируется из государственного бюджета, не лучшим образом платится ЕСВ, половина экономики в тени.
По данным Министерства социальной политики, в Украине 11 миллионов пенсионеров и 13 миллионов человек, которые платят взносы. По данным международных организаций, 80 % украинских пенсионеров получают пенсионные выплаты ниже фактического прожиточного минимума, многие лишены надлежащей социально защиты. Кроме того, выход на пенсию усложнен прежними реформами в пенсионной системе, особенно реформой Гройсмана-Ревы, когда скрыто повысили пенсионный возраст до 63-64 лет через повышения требований по стажу.
«Если мы хотим, чтобы у нас поддерживался баланс между численностью плательщиков и пенсионерами, чтобы наша пенсионная демография не нарушалась, нам нужно двигаться дальше, – считает Лидия Ткаченко. – Лучше отменить повышение критериев со стажем, потому что оно работает не совсем хорошо. Сейчас повышают эти критерии по стажу, люди не могут выйти на пенсию. Им исполняется 60 лет, они приходят в Пенсионный фонд, а им говорят: у вас нет стажа».
С 1 июля минимальная пенсия вырастет на 85 гривен и составит 1854 гривны ($68). Максимальная пенсия будет в 10 раз больше и соответственно вырастет на 850 гривен. А вот средняя пенсия на 1 апреля составила 3725 гривен ($137), что на 555 гривен или 17,5 % больше, чем год назад. Эта сумма также ниже фактического прожиточного минимума в Украине.
Повышение пенсионного возраста никак не улучшает пенсионное обеспечение. В этой ситуации лучше позаботиться улучшением условий труда и социальной защиты. Эксперты считают, что нужно повышать эффективность экономики. Тогда рост пенсий и зарплат произойдет естественным образом, и не нужно будет разрабатывать и внедрять инициативы по повышению возраста выхода на заслуженный отдых.
«Пенсионный возраст – это тема, которая позволяет правительству отсрочить выход определенного количества людей предпенсионного возраста на пенсию, отсрочить этот выход на год, на два и таким искусственным образом уменьшить количество тех, кто претендует на пенсию, – говорит Андрей Павловский. – Но это не решает проблему принципиально. Поступления в Пенсионный фонд идут от уплаты ЕСВ, который отсчитывается от заработной платы. Когда правительство займется всерьез экономикой и это приведет к росту доходов граждан, тогда будут увеличиваться и отчисления в Пенсионный фонд и тогда не нужно ничего выдумывать, никаких новых реформ, естественным образом будет возможность увеличивать пенсии. Пока нет ощутимого развития экономики, что бы вы не делали, увеличение реального размера пенсий не будет».