Не выдержав испытания украинскими железными дорогами, южнокорейские «Хюндаи» уступили место украинской собратьям из Кременчуга. Премьер-министр Украины Николай Азаров в очередной раз поразил общественность громким заявлением — Украина отказывается покупать скоростные поезда «Хюндай», а взамен намерена пересадить своих граждан на не менее скоростные поезда Крюковского вагоностроительного завода. С одной стороны, поддержка отечественного производителя достойна похвалы. С другой — что нам делать с купленными за немалые бюджетные средства «корейцами», а главное — как выкрутиться перед официальным Сеулом, которому министр инфраструктуры Борис Колесников пообещал до конца 2012 года купить еще 25-30 поездов, непонятно … Создается впечатление, что чиновники или что-то не договаривают, или в верхах развернулись правительственные игры на тему «Хюндай». «ГолосUA» решил разобраться в причинах «игрищ» …
А так все хорошо начиналось. На экранах телевизоров и сотнях газет искусной рукой Бориса Колесникова вырисовывается почти идиллическая картина: вот простой украинец, который накопил на билет каких-то «несчастных» 400 гривен, усаживается в мягкое кресло, откидывает спинку, закрывает глаза и …: « Товарищи пассажиры, наш поезд с ветерком примчался к первой столице советской Украины — городу Харькову». И ничего, что до заявленной суперскорости корейским поездам с украинской пропиской не хватило какой-то сотни километров. Ничего, что вместо того, чтобы наблюдать как за окном мелькают заливные луга Слобожанщины, многие пассажиры простаивали на перегонах по несколько часов подряд, опаздывая на встречи и деловые переговоры. Для этого же существует компенсация аж в целых 52 гривны! А сколько нервных клеток сжег Колесников в спорах с неблагодарными журналистами и блогерами, которые посмели ему заявить, что украинцы вовсе не обязаны поддерживать корейскую экономику, а 2-3 поезда не вправе ломать десятилетиями устоявшееся расписание «Укрзализныци».
Тем не менее, прикрываясь «Евро-2012», Борис Колесников «вынул» из государственной казны 2,45 млрд грн. И как бы нас не убеждали, что все делалось для нашего с вами добра, практика показала: не все импортное и раскрученное может прижиться на украинской «территории».
И причин тому множество. Во-первых, о постепенной замене пассажирского сообщения на скоростное власть заговорила в 2010 году. Главным условием было — поставить 10 поездов до начала чемпионата. Естественно, что ни одна здравомыслящая компания, как-то лидеры отрасли — Alstom, Siemens и Skoda — уложиться в эти сроки не могла. Тем не менее, 16 декабря 2010 года на поставку поездов при отсутствии у покупателя надлежащих технических условий и инфраструктуры согласилась только компания «Hyundai Corporation».
Смысл «хюндаев» заключался в том, что они могут развивать большую, чем Крюковский экспресс, скорость. Достаточно обратиться к заявлениям Бориса Колесникова, сделанным после его назначения на должность, чтобы убедиться, что время поездки, который назывался вице-премьером, разительно отличается от того, за какое поезда преодолевают расстояние от Киева до Харькова, Львова или Донецка.
Видимо, действующая власть отталкивалась от скорости южнокорейских поездов, но не понимала, что для достижения такой скорости требуется соответствующая подготовка железнодорожного полотна. Именно с этой задачей Украина и не справилась — а на существующем полотне «хюндаи» оказались аварийными и медленными, и их скорость действительно ничем не отличается от скорости крюковских поездов.
Что же, деньги потрачены, обещания розданы, а теперь: «Прощай «Хюндай»!» Правда, производить свои скоростные поезда мы так и не начали. Поэтому говорить о какой-то революции в сфере пассажирских перевозок было бы преждевременно. На сегодняшний день на Крюковском вагоностроительном заводе (КВСЗ) проводятся только предварительные испытания первого опытного образца.
Причем, несмотря на то, что данный экземпляр является двухсистемным электропоездом, он не может быть аналогом «Hyundai Rotem», утверждают специалисты. Есть разница в инженерном решении проектирования тягового блока. В КВСЗ он сосредоточен в локомотивном отсека, а в «Hyundai Rotem» — распределен. Решение же о судьбе исследуемого образца будет приниматься в соответствии с установленными в Украине ДСТами.
МНЕНИЕ
Евгений Царьков, народный депутат, фракция КПУ:
— Решение правительства отказаться от дальнейшей закупки корейских скоростных поездов «Хюндай» в пользу вагонов Крюковского завода (Полтавская обл.) продиктовано, скорее всего, возможным конфликтом на почве бизнес-интересов «определенных лиц». Коммунисты говорили и однозначно считают, что свой производитель должен быть в приоритете при закупке любой услуги или товара. Но дело в том, что с Крюковским заводом не все так просто. Он является лидером в СНГ по производству грузовых и пассажирских вагонов. Владельцами этого предприятия косвенно или прямо является группа «Приват» и группа «ТАС», где фигурируют фамилии Коломойского и Тигипко. Поэтому я не хотел бы, чтобы возникали споры, что лучше — корейское или украинского? На самом деле идет борьба Колесникова, с одной стороны, а Тигипко и, возможно, группы «Приват» — с другой. Позиция КПУ однозначна — нужно покупать украинское, но надо смотреть, чтобы это «украинское» не стало очередным оффшором. Если это конкурентный рынок, то должны быть четкие условия. Если же это дерибан и сведение счетов одного и другого предприятия, тогда нужно разбираться более глубоко.
ПРОСТО ЦИФРЫ
Корейский поезд – 240,56 млн грн />
Украинский поезд — 160 млн грн
Разница цен на 10 поездах — 805, 6 млн грн
ХРОНИКА ПОЕЗДОК
Настоящие неприятности у «хюндаев» начались буквально с первых дней, как только они встали на украинский рельсы.
* 27 мая 2012 в первом же рейсе из Киева в Харьков поезд опоздал к месту назначения на 20 минут через вынужденные остановки.
* 2 июня из-за технических неполадок электропоезд «Hyundai» не вышел в рейс из Харькова в Киев. Говорят, перед самым выездом у него не поднялись токоприемники. Руководство «Укрзализныци» во всем обвинило бортовой компьютер корейского локомотива. Вместо «Хюндай» пассажиров спешно пересадили в отечественные вагоны не первой свежести.
* 10 июня «Хюндай», следовавший по маршруту Киев-Львов, из-за поломки прибыл на станцию назначения с двухчасовым опозданием. Сломался токоприемник.
* 11 июня очередной поезд сообщением Киев-Донецк опоздал на 44 минуты, изрядно пощекотав нервы болельщикам, которые спешили на матч Англии и Франции.