Елена Королева
11:01 26/03/2014

Правительство для народа или народ для правительства?

Шило на мыло: вот короткий итог революционного переворота на Майдане. Восстав против коррупции и ненасытности власти, люди получили в результате разгул бандитизма, ступор экономики и покорное исполнение требований МВФ командой победителей: новые налоги, поднятие тарифов на ЖКХ, проч. Похоже, только коммунисты понимают, что национальные интересы — это не абстрактная формула, а интересы трудящихся Украины. И правительство нам нужно такое, которое будет что-то делать для народа, а не для себя…
«Все, что наносит ущерб людям и есть настоящее предательство», — сказал Петр Симоненко в Донецке, на съезде Компартии, во время обсуждения вопроса о подготовке к президентским выборам. Совершенно очевидно и не вызывает сомнения, что все потери экономики объективные и субъективные будут компенсироваться исключительно за счет населения. По сути, в рост стоимости жизни украинцев будет заложена цена победы, одержанной романтиками на Майдане и приватизированной олигархами и международными финансовыми институтами после того, как отгремели последние выстрелы.
Три месяца противостояния власти и оппозиции привели к тому, что в казне осталась лишь черная дыра. Расчет на быстрое получение денег от Запада не оправдался. По мнению авторитетных экспертов, выделение Международным валютным фондом помощи Украине до президентских выборов, которые состоятся в мае, маловероятно. Аналитики обращают внимание на то, что МВФ продлил работу своей миссии в Украине «для уточнения реального состояния украинской экономики и фактического размера финансовых потребностей страны». Представители Фонда уже заявили, что ключевым для принятия решения о выделении денег, станет не политическая стабильность в стране, а желание правительства реализовывать план реформ. Такие условия ставят ЕС и Штаты, которые пообещали золотые горы, но… после МВФ.
Под словосочетанием «план реформ» подразумевается повышение тарифов на коммунальные услуги, повышение акцизов, отказ от запланированного в Налоговом кодексе уменьшения налогов на добавленную стоимость и прибыль (прежде всего, этого ждали производственники), увеличение платы за проезд. Так же объявлено намерение заморозить индексацию заработных плат и социальных выплат. Предполагается введение оплаты за так называемые социальные услуги (справки, принятие на рассмотрение документов на пенсии?), снятие контроля над ростом цен. Будет продолжена коммерциализация медицины и образования. По сути, вслед за фактическим уничтожением бесплатной медпомощи будет сведен к минимуму набор студентов в вузы на бюджетные места.
Причем, все эти шаги МВФ хочет увидеть до того, как выделит кредит. Дескать, утром деньги, вечером стулья. Сначала покажите реформы, а потом мы их оплатим.
Не удивительно, что при ожидаемом приплыве первого транша только после президентских выборов (или прямо перед ними, чтобы обеспечить победу того кандидата, на которого поставит Запад, — Авт.), повышение коммунальных тарифов для населения Украины может начаться уже в апреле.
План власти заключается в том, чтобы счета за апрель пришли с небольшим опозданием, буквально на следующий день после выборов. Но тайное стало явным раньше, благодаря словоохотливости одного из чиновников.
Заместитель министра финансов Виталий Лисовенко сказал журналистам, что «каждый из нас получит счета, вероятно, в мае, за апрель. Эти счета будут отличаться от предыдущих, к сожалению, и это часть той цены, которые мы должны заплатить».
Еще одна цена курса на Запад — это конфликт с Россией, который, помимо Крыма, вылился в отмену скидки на газ. 21 марта, на заседании Совбеза РФ, премьер Дмитрий Медведев доложил президенту Владимиру Путину, что так называемые Харьковские соглашения подлежат денонсации. В результате, по словам Медведева, у России возникает упущенная выгода в размере $11 млрд. Компенсировать ее российская сторона намерена повышением цены на газ до $380 за тысячу кубометров. Напомним, что после отказа от ассоциации с ЕС, "Газпром" с января 2014 года снизил цену голубого топлива для нас до $268,5 за тысячу кубов.
Добавим к этому сворачивание торговых отношений Украины и России, прекращение кооперации, отмену льгот по зоне свободной торговли — грядущий коллапс экономики становится совершенно объяснимым. В этих условиях кто-то должен нести основное бремя тягот.
Понятно, что олигархи, которые спелись с новой властью, приложит все усилия для сохранения привычного комфорта. Платить за все, в их понимании, должен народ. Для этого необходимо удержать на плаву «правильное правительство», которое будет выполнять «движения» под ту музыку, которую ему закажут спонсоры и кредиторы.
В итоге, отмечает Петр Симоненко, людей, которые, по сути, боролись за лучшую жизнь для своих близких, за более счастливое будущее своих детей, а не за призраки рамочных договоров с ЕС, ждет жестокое разочарование. Новая власть, в отличие от старой, даже не попытается сделать вид, будто заботится о социально незащищенных слоях. Все будет предельно жестко. И жестоко. Но завернуто в обертку «безвыходности» ситуации и призывов «потерпеть», пока страна не выйдет из кризиса.
Для «общей бодрости» населению обещан рост экономики (по предварительным, разумеется, расчетам) уже к концу будущего года. Если прогноз, как водится, окажется ошибочным, можно будет развести руками и сказать умные слова: «ничего не могли сделать, подвела мировая конъюнктура». Формулировки объяснения неудач у нас отработаны многолетним опытом.
В то же время, безвыходных ситуаций не бывает даже в самые тяжелые времена. Их специально придумывают политики, чтобы заставить народ смириться с «затягиванием пояса».
Петр Симоненко уверен, что если бы удалось сформировать правительство народного доверия, оно бы исправило положение дел не за счет бедных, а посредством грамотной «работы» с богатыми. И не палками и битами, а через решительную борьбу с хищениями и разбазариванием средств госбюджета.
«Нужно не сворачивать реализацию важнейших государственных программ, а жестко наказывать за нецелевое расходование бюджетных средств, обеспечивать их эффективное использование, — отмечает лидер коммунистов. — Не может быть никаких разговоров о гуманизации законодательства по экономическим преступлениям. Собственность и денежные средства расхитителей должны конфисковаться в пользу государства в полном объеме независимо от размера хищения».
Петр Симоненко уверен, что нынешняя имитация борьбы с коррупцией — это игра на публику. «Если бы власть была действительно заинтересована в преодолении коррупции, а не в том, чтобы взять ее под контроль и использовать наработанные схемы в своих интересах, она бы настаивала на принятии закона о конфликте интересов, закрывающем дорогу на государственную службу бизнесменам, их родственникам, сватьям и кумовьям».
Так же, по его мнению, необходим анализ всех приватизационных соглашений, особенно в части выполнения собственниками инвестиционных обязательств. Штрафы и национализация — вот какой должны видеть для себя перспективу недобросовестные собственники. Вместо продажи последних оставшихся у государства стратегических предприятий, необходимо ведение моратория на приватизацию, которая превратилась в банальное ограбление украинского народа.
«И прежняя власть, и нынешняя, вместо того, чтобы перекрыть оффшорные каналы вывода денег из национальной экономики, накапливают долги, которые придется отдавать еще нашим детям, — подчеркивает Симоненко. — В то время, как получить необходимые средства можно за счет имеющихся ресурсов, просто необходимо стимулировать реинвестирование за счет увеличения налоговой нагрузки на прибыль, которая не направляется в развитие, в модернизацию производственных фондов предприятий и инфраструктурные проекты. Это делается очень просто, путем переноса основного налогового давления с производства на потребление. Нужно вернуться к прогрессивной шкале налогообложения доходов, ввести реальные налоги на роскошь и одновременно снизить налогообложение товаров первой необходимости».
Такие меры позволили бы экономике страны выжить даже в нынешних трудных условиях, не прибегая к драконовским мерам так называемой жесткой экономии. К тому же ни одно правительство народного доверия не отдаст благополучие своего народа под залог кредитов МВФ. Другими словами, свернет «пенсионную реформу», навязанную Международным валютным фондом, прекратит несуразные эксперименты в медицине, которые уже стоили жизни многим пациентам. Не будет перекраивать образование под «пиратскую копию» западных стандартов.
Однако, парадокс ситуации заключается в том, что ни одна из имеющих власть политических сил не может в силу своей привязанности к «денежным мешкам» сформировать правительство, ориентированное на нужды народа. Все попытки такого рода были, есть и будут профанациями. Как минимум, до тех пор, пока политики вынужденно или осознанно будут зависеть от крупного капитала, и выполнять «телодвижения» в его интересах.
Единственная политическая сила, которая сумела сохранить основную функцию парламентаризма — быть адвокатом интересов народа — это коммунисты. Но они — не при власти. И не могут инициировать ни правительство народного доверия, ни программу выхода из кризиса без затягивания поясов беднейших. Даст ли народ себе такой шанс, покажут майские выборы, на которых лидер КПУ Петр Симоненко будет баллотироваться с программой, одним из ключевых пунктов которой станет лозунг о правительстве для народа.

Читайте также по теме