Основные направления бюджетной политики на 2018-2020 года, переданные правительством в парламент, больше похожи не на финансовый план, а на очередной альманах запланированных реформ. О том, что ждет страну после 2020 года, скромно умалчивается…
Основные направления бюджетной политики на 2018-2020 годы стали логичным продолжением планов Владимира Гройсмана, которые он изложил ранее в среднесрочном плане приоритетных действий Правительства до 2020 года и Стратегии устойчивого развития “Украина -2020”.
Желаемое за действительное
В документе правительство определяет, что стране удалось добиться экономический роста, а именно увеличения ВВП на 2,3% благодаря не “внешним факторам”, а внутренним — “инвестиционному и потребительскому” спросу.
Но это далеко не так, Кабмин лукавит, все-таки внешний фактор был решающим. В 4 квартале 2016 года мировые цены, к примеру, на железную руду выросли с 48 долл/т до 66,6 долл./т. Плюс в 2016 году вырос экспорт украинского АПК — урожай вырос с 60 млн т зерновых до 66 млн тонн. При этом не сырьевое, а промышленное производство падало, падает и сегодня.
Так что рост внутреннего спроса не причина экономических успехов, а следствие сырьевой конъюнктуры мирового рынка.
Непростые долги
Главной проблемой украинской повестки дня на ближайшие три года указывается внешний долг, в частности рост его выплат с 2019 года, что в свою очередь будет оказывать давление на валюту. В этой связи большие надежды правительство связывает с МВФ.
Планы правительства в сфере бюджетной политики ограничиваются 2020 годом. С одной стороны, в украинских условиях загадывать даже на год вперед неблагодарная задача, а с другой — за 2020 годом скрываются драматические для украинской экономики перспективы – время платить по «долгам Яресько», которые были «реструктуризированы» в 2015 году в размере 13,04 млрд долларов.
Недавно эксперт по вопросам государственного бюджета Даниил Монин, детально изучив структуру внешних долгов Украины, пояснил, что «коммерческие ценные бумаги по реструктуризации бывшего министра финансов Натальи Яресько очень сильно выделяются по процентным ставкам на обслуживание кредитов. Они в 2-3 раза дороже других взятых государством обязательств (7.75%). А проценты по их обслуживанию — более 1 млрд долларов в год — это очень много. Более того, по ним ещё регламентирована выплаты на протяжении 20 лет с 2021 по 2041 год в зависимости от роста ВВП, что фактически либо требует отдавать кредиторам почти все проценты роста экономики, либо Украине влачить нищенское существование с ростом экономики 1-3% в год».
Более того, экономист подсчитал, что по факту никакого списания долга не произошло, а вот обязательства новые появились.
Но вернемся к Основным направлениям бюджетной политики. Документ определяет базовые направления реформирования страны. Структурными названы три реформы: земельная, пенсионная и здравоохранения.
Медицинская реформа
Проведение медицинской реформы анонсировано по принципу финансирования услуг, а не койко-мест.
Что касается конкретных расчетов затрат средств на одного человека в контексте медицинской реформы, то в 2018 году они составят 370 грн, в 2019 году – 450 грн.
Медицина постепенно будет переходить на платный режим на уровне вторичной (специализированной) и третичной (высокоспециализированной). При этом будет внедряться система компенсации лекарств.
Образование и наука
Для высшей школы предусмотрены такие шаги:
— внедрение формульного распределения расходов на высшее образование по принципу «деньги ходят за студентом»;
— уменьшение госзаказа;
— внедрение академических стипендий со стороны физических и юридических лиц;
— переведение государственных вузов в статус хозяйствующих субъектов;
— поддержка студентов из семей с низкими доходами;
Реформы для среднего образования:
— внедрение Государственного стандарта начального образования;
— обеспечение современным школьным оборудованием;
— создание национальной электронной платформы для размещения учебных ресурсов, внедрение электронных учебников;
— расширение инклюзивных классов;
— субвенция между местными бюджетами на основе новой формулы будет учитывать нормативную наполненность классов, будут создаваться так называемые «опорные школы».
В сфере науки планируется создание Национального фонда исследований Украины на основе «грантового» финансирования с акцентом на прикладную науку. Не обойдется без инвентаризации, реорганизации и сокращения научных заведений.
Социальная сфера
Будет продолжена политика «детенизации» заработных плат, которая в украинских условиях не что иное, как рост давления проверяющих органов (Гоструда) на бизнес.
В сфере социальной политики декларируется вся та же монетизация льгот, создание единой базы поставщиков жилищно-коммунальных услуг, сокращение нормативов льготного потребления услуг, мониторинг потребления ресурсов, пересмотр нормативов критериев расчета совокупного дохода семьи и ее имущественного состояния.
Налоговая реформа
В сфере налоговой политики правительство не собирается пересматривать текущие ставки. Обещается только облегченное администрирование, другой стороны — закручивание гаек для неплательщиков.
Будет ужесточен контроль размывания налоговой базы и преследование с помощью Службы финансовых расследований налоговых нарушителей. Также планируется гармонизация акцизного сбора на табачные изделия со ставками в зарубежных странах.
В более отдаленной перспективе — пересмотр акцизов, экологического налога, рентной платы в сторону расчета не в абсолютных цифрах, а в привязке к инфляции.
АПК
В сфере поддержки агропромышленного комплекса предлагается:
— предоставление бюджетных дотаций фермерским хозяйствам;
— частичная компенсация стоимости сельскохозяйственной техники;
— создание рынка земли;
— стимулирующее налогообложение земли
Пенсионная реформа
Внедрение единых походов к расчету пенсий. Пересмотр требований к длительности страхового стажа для выхода на пенсию.
Банковская сфера
Документ декларирует абстрактное обеспечение эффективного управления госбанков и минимизацию политического влияния на них, что поможет восстановить кредитование реального сектора экономики. Для этого их корпоративное управление будет переведено на принципы OECD. Один из крупных госбанков будет национализирован – какой именно не сообщается.
Децентрализация
Одним из важных приоритетов бюджетной политики на 2018 год и среднесрочную перспективу является бюджетная децентрализация и предоставление большей финансовой свободы местным властям. Необходимая доля местных бюджетов в общем бюджете государства не должна быть меньше 20%.
Некоторые экономические показатели, предусмотренные Основные направления бюджетной политики на 2018-2020
Прогнозируемые показатели |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
ВВП номинальный, млрд грн |
2 845,8 |
3 247,7 |
3 611 |
3 981,3 |
ВВП, % к предыдущему году |
101,8 |
103 |
103,6 |
104 |
Бюджетный дефицит, % |
— |
2,4 |
2,2 |
2 |
Предельный государственный долг, % от ВВП |
— |
62 |
58 |
55 |
Минимальная заработная плата, грн |
— |
3 723 |
4 173 |
4 425 |
Оклад первого тарифного разряда, грн |
— |
1 762 |
1 921 |
2 073 |
Прожиточный минимум для трудоспособных лиц, грн (на средину года) |
— |
1 841 |
1 996 |
2 146 |
Внешние инвестиции, млрд. грн |
— |
17 |
18 |
19 |
Инфляция, % |
11,2 |
7 |
5,9 |
5 |
Уровень безработицы по методике МОТ,% |
9,3 |
9,1 |
8,9 |
8,5 |
Фонд оплаты труда работников и денежного обеспечения военнослужащих, млрд. грн. |
796,3 |
972,3 |
1 074,4 |
1 185,9 |
Прибыль предприятий, млрд. грн. |
639 |
726,6 |
817,1 |
911,2 |
Экспорт, млн. долл. США |
50 735 |
54 419 |
57 718 |
62 427 |
Импорт, млн. долл. США |
57 222 |
61 806 |
65 649 |
70 104 |
Курс гривны к долл. США |
27,8 |
29,3 |
30,5 |
31 |
В целом, политика государства, изложенная в документе, предельно ясна. Это латино-американский путь средины прошлого века – сворачивание участия государства в экономике и жизни граждан. Так называемая доктрина Милтона Фридмана, апологета «чикагской школы». Украинское правительство снимает с себя бремя «социального государства», что фактически будет закреплено рано или поздно конституционно. Несмотря на задекларированную «свободу», мелкий и средний бизнес будет подвергаться давлению и трансформации среднего класса в «новых бедных».