Право на труд и гарантии занятости: отсутствие взаимосвязи

Наличие прав у украинских граждан отнюдь не означает, что есть хоть малейшие гарантии их соблюдения. Все эти гарантии должны быть предусмотрены в соответствующих законах. В том числе в Трудовом кодексе и законе о занятости. Новые редакции соответствующих документов уже внесены в парламент. Однако, если о подводных камнях Трудового кодекса говориться достаточно часто, то новшества, которые предлагает законопроект о занятости практически не освещаются в СМИ.

Попробую остановиться на самых резонансных и противоречивых инновациях.

«Чудеса» начинаются с первой же статьи, которая определяет термины. Новая редакция законопроекта о занятости дает «более широкие» возрастные границы, определяющие трудоспособный возраст. В частности, предлагается лицами трудоспособного возраста считать граждан от 16 лет до… достижения ними пенсионного возраста без указания четких возрастных границ такового. Это как предложение копать «от забора и до обеда». Точность определения именно такая.

Интересно также и определение «рабочая сила». Авторы законопроекта предлагают включить в данное понятие всех граждан от 15 до 70 лет, которые на протяжении некоего периода времени обеспечивают предложение рабочей силы на рынке труда. С одно стороны, такие возрастные границы свидетельствуют о том, что в Украине готовится законодательное обоснование для использования детского труда и повышения пенсионного возраста до 70 лет, а с другой… определение в виде «рабочая сила это те, кто предлагает рабочую силу на рынке труда» говорит как минимум об ограниченности и незнании темы составителей законопроекта, пытающихся пояснить термин посредством его же самого. Но и это еще не все. Представители рабочей силы могут быть признаны безработными и зарегистрироваться в службе занятости как соискатели работы, но… получать пособие по безработице они смогут только с 16 лет и до достижения пенсионного возраста (то есть до 60 лет). Вот такой хитрый «финт», чтобы не выплачивать пособия детям и старикам, придумали авторы законопроекта.

Согласно статье 3 ТК, государство не гарантирует ни право на труд, ни занятость, а только дает некие гарантии в сфере занятости, в частности… право на безоплатный труд, то есть на работу задаром.

Статья 13, в которой предусматриваются дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения, закрепляет существенное снижение квот на трудоустройство для инвалидов: с 4% сейчас, до 2% для всех льготных категорий в целом.

Еще одной уникальной статьей должны регулироваться массовые увольнения наемных работников по инициативе работодателя. Но вот незадача: никакого регуляторного механизма в ней нет! А критерии, по которым увольнение будет признано массовым предлагается прописать в совершенно иных нормативно-правовых актах не имеющих силу закона.

И это еще далеко не все чудеса…

Читайте также по теме