Юрий Шпак
07:00 09/12/2016

Правоохранительные органы Украины после реформы: кто за кого отвечает (ИНФОГРАФИКА)

Разобраться в хитросплетениях украинской правоохранительной системы, — задача непростая. В последнее время в Украине было создано ряд новых антикоррупционных органов (НАБУ, НАЗК, САП). Это помимо “классических” органов правопорядка вроде МВД (Нацполиция), прокуратура, СБУ. На подходе создание еще одного ключевого органа — Государственного  бюро расследований. Как они все взаимодействуют и влияют друг на друга, на чем специализируются и что контролируют?

Как известно с первого января 2017 года в Украине должно заработать специально созданное ведомство — Государственное бюро расследований (ГБР). Именно оно переберет на себя следственные функции Генеральной прокуратуры Украины (ГПУ).

Таким образом, в Украине криминальным расследованием будет заниматься пять правоохранительных органов  — ГБР, Национальная полиция (МВД), НАБУ, СБУ и ГФС(налоговая).

decoding="async" src="/images/items/2016-12/09/UBlqfefVBMAoCLau/image/1.jpg" alt="" />

Следить за тем как эти органы осуществляют следствие с точки зрения прав граждан и интересов законности будут органы прокуратуры.

decoding="async" src="/images/items/2016-12/09/UBlqfefVBMAoCLau/image/2.jpg" alt="" />

Помимо широкого поля подследственных дел, ГБР будет обладать мощными рычагами контроля и возможностями проведения следственных действий по деятельности  руководителя НАБУ, Генпрокурора и его подчиненного — Специального антикоррупционного прокурора. Поле деятельности ГБР – криминальные правонарушения государственной номенклатуры, за исключением их коррупции, отданной на откуп НАБУ.

Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) – расследует коррупционные дела высших должностных лиц по четкому перечню уголовных статей (См. ТАБЛИЦУ).

Специальная антикоррупционная прокуратура, входящая в структуру Генеральной прокуратуры (САП), подчиняется генпрокурору и зорко следит за следственной работой НАБУ.

Национальная полиция по-прежнему работает по большинству статей уголовного кодекса, но не суется в вопросы коррупции и криминала сильных мира сего.

Государственная фискальная служба (ГФС) как и положено “кошмарит” уголовными делами граждан и предпринимателей. Следует заметить, что в Украине давно идут дискуссии о лишении ГФС такого права.

СБУ по прежнему на страже Родины  и в пределах определенных статей УК занимается всеми гражданами без исключения.

Национальная агентство по предотвращению коррупции занимается всеми административными правонарушениями в сфере коррупции, а также проверяет электронные декларации чиновников на предмет законного происхождения доходов и имущества. Также, занимается идеологическим компонентом антикоррупционной борьбы.

Военная прокуратура входит в состав Генеральной прокуратуры, следит за досудебным следствием по отношению к военнослужащим. По факту сегодня с легкой руки Юрия Луценко, рассматривает еще и «непрофильные» дела, например, «вышки Бойко», а также ряда лиц – соратников бывшего президента Украины Виктора Януковича.

Высший совет юстиции  рассматривает вопросы о нарушениях судьями и прокурорами требований законодательства о несовместимости, а также их дисциплинарной ответственности.

decoding="async" src="/images/items/2016-12/09/UBlqfefVBMAoCLau/image/3.jpg" alt="" />

К представленным схемам у профессиональных юристов и специалистов криминального права наверняка будут замечания. Но, если каждый из них попытается разобраться в подследственности, даже среди юристов будет поле для споров и интерпретаций. И это только в теории.

Перенос всей этой путаной схемы на практику продемонстрирует еще больший хаос, который порождает то, против чего эта вся реформа должна работать – коррупцию и ручное управление.

Сегодня, пока Государственное бюро расследований еще не работает, а Генеральная прокуратура всеми силами цепляется за власть, ситуация еще более запутанна, что порождает конфликты и скандалы между правоохранителями.

При этом обилие борцов с коррупциейпока еще ни привело к ощутимым результатам.

Таким образом, любой украинский коррупционер, пользуясь недостатками и противоречиями системы следствия, имеет широкие возможности для избегания наказания.

Если по какому-то недосмотру, дело все-таки будет передано в суд, то к услугам коррупционера с любовью и толком отстроенная коррупционная судебная система, с непотопляемыми кадрами времен Януковича. Выпустят прямо из зала суда.

За год работы НАБУ и Специализированной антикоррупционной прокуратуры украинцы не увидели ни одного обвинительного приговора.

Даже у чиновников МВФ не выдержали нервы — в заявлении Международного валютного фонда говорится, что созданные институты по борьбе с коррупцией неэффективны и заметных результатов не показали.

Ко всему раздутому следственному механизму собираются добавить еще один орган – антикоррупционный суд.

Если к этому добавить ограниченные возможности простого гражданина добиться справедливости, то картина становится еще более удручающей.

Читайте также по теме