Глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия считает, что надо сократить численность украинской армии из-за того, что не хватает средств на ее содержание. Но убеждает, что подразумевает сокращение «бумажной армии». Почему в воюющей стране даже не идет речь о расширении ее обороноспособности, почему дефицит средств является констатацией, а не вопросом, который необходимо решать, почему при более 5% от ВВП наши оборонные расходы занимают 35-е место среди других стран, а также есть ли у Украины шанс перевести армию на контрактную основу с достойными зарплатами, – разбирался ГолосUA.
«Всегда не хватает средств»
По словам Арахамии, сейчас нужно провести расчеты возможного сокращения армии или увеличения бюджета, но последнего «всегда не хватает». Он говорит, что оборонная статья бюджета защищена, но всегда не хватает средств для перевооружения армии, приобретения новых вещей или новых технологий.
Арахамия предлагает уменьшать «бюджет проедания» и увеличивать бюджет на развитие и инновации. Тогда, по его словам, увеличится боеспособность украинской армии.
Отметим, что в 2020 году на Министерство обороны Украины выделили из государственного бюджета 117,6 миллиарда гривен, а в 2021 году хотят выделить 117,5 миллиарда. Эти средства предназначены на содержание Вооруженных сил Украины, строительство жилья для военных, развитие и модернизацию военной техники.
Численность ВСУ не должна превышать 250 тысяч человек, из них 204 тысячи — это военнослужащие. Всего в ВСУ, по состоянию на август 2020 года, служили 246 160 человек: 193 800 военнослужащих и 52 360 гражданских сотрудников. В Операции Объединенных сил на Донбассе принимают участие 40 104 человека.
Стоит отметить, что по подсчетам исследовательского института SIPRI в 2019 году, Украина заняла 35-е место из 40 среди стран мира по расходам на оборону. В прошлом году в целом на оборону потратили 5,2 млрд долларов.
Воюющая страна занимает 35-е место из 40 по расходам на оборону
Особенно хочется подчеркнуть этот пункт, ведь действительно расходы на украинскую оборону более чем в 10 раз меньше, чем у РФ, у которой также более чем в 10 раз они уступают расходам США. Да, некоторые эксперты отмечают, что у нашей страны эти расходы немалые. Но это в отношении к ВВП страны. Но свои территории защищают не «меряясь» ВВП, а именно фактическими цифрами, выделенными на армию. А также мотивацией идти на службу.
Что касается последней, то да, у нас есть патриоты, готовые защищать народ и территорию, но вот (и по понятным причинам) готовых защищать это государство (в данном случае имеется в виду именно власть), – есть вопрос.
Что такое обязательный призыв в современном обществе и каков синоним в данном случае для слова «обязательный» — значит, безмотивационный. И если государство не способно ни обеспечить финансовой мотивацией, ни мотивацией защищать себя, – это является инструментом, к сожалению, которым власти Украины до сих пор пользуются. Порой хочется сказать: а вы оставьте свои уютные чиновничьи кресла и пойдите на передовую – там как раз место заняться философией о численности армии и дефиците расходов на нее. Но опять-таки – нет мотивации.
В современном мире армия обязана быть контрактной. Уже неоднократно упомянутая нематериальная мотивация это лишь «бонус», если можно так выразиться. Тот же Столтенберг выступал за увеличение военных расходов странами НАТО. А у нас, наоборот, хотят сокращать ряды национальных защитников, ссылаясь на дефицит средств. Так может, наоборот, увеличивать расходы? И не за счет большей доли от бюджета, а за счет увеличения самого бюджета? И чтобы средства приходили по назначению, а не в карманы тем, кто не то что не на передовой, а, вообще, никакого отношения к армии не имеет.
Шансы на украинскую контрактную армию
«Заявление Арахамии о сокращении численности ВСУ звучит перед выборами. Хотя местные власти на эти вопросы не влияют – это решает ВР. Это расчет на часть семей, у которых есть сыновья, которые услышав эти слова, подумают, что Украина собирается переходить на контрактную армию», — заявил политолог Алексей Якубин.
Но у власти сейчас нет на практике готовности перейти полностью на контрактную армию, подчеркнул политолог.
«По этому вопросу пока звучат довольно непрямые заявления. За последние годы были проблемы с количеством желающих пойти служить в армию. По этой причине логично думать о контрактной армии. К тому же мы и так тратим на оборону немалые средства, и можно планировать, как это реализовать на практике», — отметил он.
Что касается финансирования обороны и возможности перевести украинскую армию на контрактную основу, то у нас много резервистов, считает политолог Валентин Гайдай.
«И, согласно логике, профессия военного в Украине должна быть популярной и в почете. Но считаю, что, тем не менее, в Украине недостаточно людей, желающих идти служить в армию. Хотя у нас и большие деньги выделяются на армию и военный сбор продолжает свое существование, тем не менее, мы не видим качественного улучшения в ВСУ, например, техника не модернизуется», — заявил политолог.
На данный момент нет результатов в вопросе улучшения обеспечения ВСУ, говорит В. Гайдай.
«Но потенциально все же возможно перевести армию на контрактную основу. Поскольку у нас есть резервисты и есть желающие пойти служить по контракту», — отметил он.
Международные партнеры оплачивать не станут
«Украина на оборону тратит 5% от ВВП, а это больше, чем например, Германия (если в процентном соотношении от ВВП)», — заявил политический аналитик Руслан Бизяев.
Конечно, Украине нужна профессиональная армия, но нужно понимать, что мы сможем подойти к этому вопросу, когда будут деньги из собственных ресурсов, подчеркнул аналитик.
«Международные партнеры полностью оплачивать этот проект не будут. Они могут помогать консультациями в каких-то теоретических вопросах и, возможно, совместными учениями. Но траты на оборону являются, как правило, внутренним делом страны. По этой причине, чем быстрее мы закончим конфликт, тем быстрее мы сможем перейти к вопросу контрактной армии», — отметил он.
Рано или поздно Украина перейдет к профессиональной армии без общего призыва. Особенно, учитывая, что конфликт на Донбассе все равно замораживается, заявил политолог Руслан Бортник.
«Что касается финансирования, то, конечно, в мире контрактная служба стоит дороже, нежели призывная», — говорит политолог.
Но дело в том, что оплата украинским военным в нашей стране невысока, считает Р. Бортник.
«И профессиональная, и призывная служба ненамного отличаются в вопросе средств друг от друга. В целом недобор в армии сегодня огромен. Не хватает людей, которые готовы за невысокую плату рисковать своим здоровьем и жизнью. Потому также решение этой проблемы лежит в сокращении вооруженных сил (за последние годы растут номинальные штаты) и в увеличении финансирования. Модель должна быть такой, чтобы ВСУ были хорошо укомплектованы и хорошо оплачиваемы. Также должен быть запас людей, за счет которых можно будет расширить ряды ВСУ в случае усиления конфликта», — отметил он.