В условиях экономического кризиса и полной остановки промышленных предприятий, более-менее надежным источником дохода для украинцев становится мелкий бизнес. Стоит отметить, что он приобретает сегодня самые неожиданные формы.
Кризис в Украине начался в 2008-м году. Несколько лет владельцы среднего бизнеса пытались найти выход из ситуации, однако начиная с 2013 года стали массово эмигрировать из страны, отмечают эксперты.
«Промышленность стоит, ВВП на 20% уменьшилось, поэтому – реально промышленности нет. И средний бизнес уезжает. Мы часто сталкиваемся с людьми, которые изучают ситуацию выезда из страны или уже уехали за эти два года. Это представители наиболее наукоемких отраслей, которые могли бы вкладывать деньги в новое оборудование», — отмечает директор Антирейдерского союза предпринимателей Украины Андрей Семидидько.
При этом, однако, нашлись люди, которые смогли окинуть рынок трезвым взглядом и сосредоточиться пусть на малом, но зато стабильном доходе. Так, к примеру, в столице появилась огромная сеть быстрых парикмахерских, маникюрных кабинетов, расположенных весьма незатейливо – в МАФах. Ту же малую архитектурную форму как наиболее оптимальный вариант в соотношении цена-качество выбрали и владельцы небольших кофеен, которые, наряду с автокофейнями как грибы выросли на рынках и вблизи станций метро. Весьма популярным бизнесом стал ремонт бытовой техники – в силу снижения покупательской способности украинцев. Также в столице появляется все больше школ танцев, школ английского языка, процветают многочисленные кафе. Все это – вполне закономерно, отмечает А. Семидидько. При этом главное — видеть свою нишу на рынке и достаточно четко просчитать, как именно ты будешь зарабатывать деньги, советует эксперт.
«Люди всегда не экономят на еде и на детях. Это два перспективных продукта. И третий – развлечения. Потому что, я считаю, от окружающей действительности тоже хочется отвлечься. Общепит приносит не такой большой доход как раньше, но, в любом случае, спрос остается. Всем хочется «из темноты» выйти в кафе, посидеть среди людей», — объясняет экономист.
К сожалению, именно мелкие предприниматели сегодня становятся жертвами рейдерских атак.
«Что попадает под атаку? Это, конечно же, розница. Розница та, где варятся деньги, где есть кэш какой-то. Средний бизнес уходит из страны, покупательная способность людей падает, рынки пустуют. Излюбленный метод атак – налоговая проверка. Сейчас, к сожалению, любому предпринимателю тяжело. С одной стороны, приходящий мелко-криминальный элемент, под видом революционной риторики рассказывающий о том, что вот, вас надо взять под защиту. А с другой стороны – это проверяющие органы. Налоговая, БЭПовцы (отдел по борьбе с экономическими преступлениями – авт.). Какие бы законы ни были прописаны, все равно их исполняют те же самые люди, которые прошли люстрацию и прошли аттестацию в МВД и налоговой. Проверка, возбуждение уголовного дела, начисление штрафов, и дальнейшее уже вымогательство денег», — рассказал о печальных реалиях эксперт.
Отдельно нужно обратить внимание на такой феномен как «социальный бизнес». Явление абсолютно новое и оттого – вызывающее неподдельный интерес.
«Это не совсем «бизнес» в обычном понимании, это – социальный бизнес, социальное предпринимательство, которое решает определенную социальную проблему», — объясняет Анна Уварова, организатор первого в Киеве благотворительного магазина одежды «Laska».
Так, Анна рассказала, что идеи «social business» возникли еще 70 лет назад в Великобритании. Однако в Украине вплоть до 2011 года, когда Анна вместе с подругой впервые попытались воплотить идею благотворительного магазина одежды в жизнь, отношение к предпринимательству было весьма предвзятым.
«Все считали, что на этом отмываются деньги, и этим занимаются богатые люди. Поэтому было сложно найти аудиторию», — отмечает А. Уварова.
«В 2013 году мы открыли магазин. Я расскажу принцип, по которому он работает. Нам приносят разные вещи, мы эти вещи – сортируем. Где-то 70% идет на благотворительность – charity, в разных целях, и 15% мы оставляем (в магазине – авт.). Так мы поддерживаем собственный магазин, и еще часть прибыли отдаем на благотворительность».
Итак, стать предпринимателем в Украине, по мнению эксперта, возможно. Нужно лишь иметь желание, минимальный стартовый капитал и видеть рынок. Процедура регистрации – довольно простая. Достаточно сделать три шага: зарегистрироваться как ФОП по месту прописки (после чего тебя вносят в реестр), получить выписку из реестра (заполнив кведы – виды деятельности) и уже с выпиской прийти в налоговую службу и оформить предприятие.
«Есть три формы собственности, и ты выбираешь ту, которая тебе ближе. Есть предприятия, которые платят единый налог. Все зависит от вида деятельности. Например, если ты хочешь открыть бар с полной алкогольной картой, ты входишь на общих основаниях. Большинство кофеен, парикмахерских – это все ФОПы, единщики второй группы. Правда, если люди хотят открыть магазин, при оформлении договора на аренду физлицо платит больший налог. Единственная сложность в том, что когда ты регистрируешь ФОП, то, независимо от того, ведешь ли ты активную деятельность, или у тебя все «по нолям», ты ежеквартально сдаешь отчеты… В общем и целом мне кажется, что, если у человека есть цель, если у человека есть видение, что он хочет и как он хочет, то он получит результат», — подытожила А. Уварова.