В Украине сейчас вторая волна декоммунизации. Первая была накануне юбилея Победы 9 мая, когда нужно было срочно заменить георгиевские ленточки на красные маки и окончательно уравнять героев ВОВ и воякив УПА. Парламент 9 апреля принял закон о декоммунизации (кстати, противоречащий мировой законодательной практике, так как идеологию запретить нельзя), и местные власти принялись составлять списки улиц для переименования, а также реестры памятников, которые необходимо удалить, чтобы окончательно превратится из гадкого совкового утенка в белого европейского лебедя. Однако, что-то пошло не так…
Например, снос почти всех памятников Ленину в стране почему-то не привел к мгновенному росту уровня жизни, тарифы не упали и безработица не уменьшилась. Также уничтожение «призраков коммунизма» ни капельки не повлияло на коррупцию: так, знаменитое видео в зале ВР, на котором депутат-радикал Мосийчук, не стесняясь, озвучивает расценки на парламентские услуги и вымогает взятку за «крышу», Генпрокурор прокрутил аж через полгода после старта декоммунизации.
Тем не менее, спустя пять месяцев после законодательного запрета коммунистической и националистической идеологий, тема переименования городов, улиц, мостов, парков снова набирает обороты. Это похоже на массовую окраску столбов, поребриков, заборов и урн год назад, когда на каждом перекрестке волонтеры собирали деньги «на фарбу», а потом красили все вокруг в веселые патриотические цвета. Сейчас все вернулось на круги своя и ничто не напоминает о заборах, которые не так давно украшали сине-желтые разводы. Только с именами не так все просто: их не закрасить свежей краской. И сопротивление сильней. Например, в Черниговской области уже поднят бунт: депутаты местного совета отказались менять название города Щорс несмотря на давление «патриотов». Народных избранников поддержали жители города, названного по именилегендарного повстанческого красного командира времен Гражданской войны. Они выступили против возвращения городу дореволюционного название Сновск. Нечто похожее грозит и Днепропетровску: 90% горожан против переименования города, который хотят наречь то Укропинском, то Беняградом.
А вот Артемовск (Донецкая область) уже насильно обозвали Бахмутом: эх, прощай «Артемовское» шампанское и артемовская соль. Но тут без комментариев: горе побежденным. Можно предположить, что большинство городов, улиц, площадей, находящихся на подконтрольной ВСУ территории в срочном порядке получат новые имена. Ну и, конечно, Киев. На днях директор Института памяти под руководством фальсификатора истории и пропагандиста УПА Владимира Вьятровича «выявил» 12 памятников Ленину, а также мемориальные таблички «врагам украинского народа». С претензиями «ученые» обратились к мэру Кличко.
Как отмечается в сообщении УИНП, «более сотни столичных памятников и памятных знаков до сих пор прославляют большевистских деятелей — тех, кто с оружием в руках боролся против украинских войск или санкционировал оккупацию и политические репрессии».
«Речь идет о 12 памятниках Ленину, а также до сих пор не демонтированном барельефе на станции метро Театральная, — напомнил сотрудник УИНП Павел Подобед. На улице Институтской можно увидеть мемориальную доску Дмитрию Мануильскому».
Сотрудники УИНП подготовили список памятников и памятных знаков, которые необходимо устранить из общественного пространства и общественного сознания в первую очередь. А в начале июня «украинский институт национальной памяти» предоставил в киевскую мэрию перечень топонимических объектов Киева, которые подлежат первоочередному переименованию. Всего перечень содержит 122 улицы столицы.
У Кличко просто нет выбора: он подписал распоряжение о ликвидации в украинской столице всей советской и национал-социалистской символики до конца ноября нынешнего года.
И не только он: новый памятникопад станет обязательным элементом нынешней электоральной кампании. Несложно ведь заметить, что активизация процесса ликвидации «проклятого прошлого» совпала со стартом выборов в местные советы и списочек Вьятровича появился весьма кстати. При этом не принято говорить, что переименование городов и улиц слишком затратное мероприятие для страны, которая вчера вступила в эру технического дефолта. Нам нечем платить долги, но есть деньги на новые таблички и паспорта? На эту «особенность» обратил вниманиеамериканский финансовый обозреватель Эрик Лихтблау. «Процесс переименования киевских улиц, чьи названия связаны с символами советской эпохи, является ничем иным, как бессмысленной тратой государственных средств», -считает он.
По словам эксперта, в настоящее время, когда украинская столица не может позволить себе элементарный ремонт дорожного покрытия и реконструкцию целого ряда кварталов, повсеместная замена табличек на зданиях выглядит более чем странно. "Действующие киевские власти истратят десятки тысяч долларов на борьбу с прошлым, вместо того, чтобы позаботиться о будущем Киева, испытывающего колоссальные коммунальные проблемы, — подчеркнул, в частности, Э. Лихтблау. — Ни одна местная администрация в США подобной расточительности не допустила бы".
Однако, когда речь идет об укреплении собственных позиций, власть не намерена экономить. Полное уничтожение исторического прошлого – это не только «опускание» общества, которое стразу же теряет память и ориентиры, но и еще один кирпичик в здание диктатуры. Если бы власти в Страсбурге, Кельне, Лондоне, Париже, попытались убрать памятники без согласования с жителями, это выглядело бы дико. В Украине же идет насильственное переименование, несмотря на несогласие 90% граждан. В демократических странах это недопустимо, в странах тоталитарных — норма. К слову, одно из первых мероприятий Директории в Киеве в 1918 году состояло в тотальной замене, в трехдневный срок, всех русских вывесок и табличек украинскими (вывески на польском и еврейском языках, почему-то, не тронули).
В общем, всем понятно, что вторая волна декоммунизации «наложилась» на выборы в местные советы, где власти нужно победить любой ценой. Но не слишком ли высока эта цена?
Во-первых, насильственная «перелицовка» исторических событий еще больше расколет общество на «своих» и «чужих». Так что мантры о единой, неделимой, целостной Украине — это миф. А вот гражданское противостояние, подогреваемое разными способами, именно то, что нужно нынешним руководителям для того, чтобы оставаться в креслах и управлять страной. Потому что проще натравить одну часть украинцев на другую, чем объяснять, почему не строятся дороги, не повышаются зарплаты, растет произвол и коррупция, а на улицах стреляют, как на фронте.
Во-вторых, борьба с тенями прошлого отлично отвлекает голодных и нищих граждан от ситуации на экономическом и социальном направлении, позволяет не вспоминать о дефолте и грядущей зиме без российского газа.
«Запретить коммунистическую идеологию, сносить памятники — это гораздо проще, чем решить проблему коррупции, поднять экономику или решить социальные вопросы», — считает политолог Андрей Золотарев. Поэтому, отметил эксперт, за неимением реальных достижений, «власть искусственно пытается создать образ врага». Путин на эту роль уже не подходит, а вот не имеющие возможности возразить Ленин, Щорс, Котовский и Артем – отлично заменят «пугало» для населения. Почему так плохо живем? Нечем кормить семью? Так это потому, что в вашем городе еще стоит памятник Ленину. Примерно с такими лозунгами пойдут к избирателю и правые партии и партии власти. Тут они едины: ведь ни «Свобода» ни БПП не выполнили ни единого своего обещания избирателям.
В-третьих, массовый демонтаж памятников приводит к образованию исторической прорехи в памяти. А это, по мнению директора украинского Института анализа политики и менеджмента Руслана Бортника, лишает украинцев моральной опоры, лишает будущего.Ликвидация памятников — это способ убрать из исторической памяти информацию, например, о победах украинской армии во Второй мировой войне. А когда большинство людей дезориентированы и лишены «опор», тех самых духовных скреп, над которыми так потешаются патриоты, ими можно легко управлять и вести в любую сторону. Как стадо баранов, к примеру.
В-четвертых, подобное поведение еще больше отдаляет Украину от Европы, куда мы будто бы так стремимся. В европейских странах не отрицают свою историю. В европейских странах проводят референдумы, если чиновникам вдруг заблагорассудится по-новому обозвать улицу или убрать памятник. Например, во Франции никому бы не пришла в голову идея отрицать присутствие Наполеона в истории или якобинцев. А в Швеции «не вычеркивают» из учебников истории сведения про Полтавскую битву, где Петр Первый разгромил войска короля Карла. Кстати, после этого поражения Швеция никогда не оправилась и больше участия в крупномасштабных сражениях не принимала. Но все равно, никто из шведов не распевает частушки про «Петр Первый — ла-ло-ло». Вообще, в мировой практике принято не удалять из исторической памяти народа отдельные части. Наоборот, иностранцы извлекают из прошлого позитивные моменты.
В-пятых, ликвидация памятников советской эпохи имеет целью «стирание» из памяти людей воспоминаний о том, как хорошо жилось в эпоху СССР. При советской, так сказать, власти. Никто же не будет отрицать, что в истории Украины, которая была частью советского государства, позитивными моментами можно назвать принципы равенства, братства, которые в наше время являются основными принципами глобализации. А также принципы социальной справедливости: бесплатное обучение, здравоохранение, социальные гарантии. Да и нельзя не признать того очевидного факта, что вся промышленность и инфраструктура, достались нам в «наследство» 24 года назад, а за годы Независимости ничего путного сделано-построено не было, а только приватизировано и украдено. Конечно, на этом фоне памятники Ленину и Артему, Мануильскому и Боженко, Коротченко и Ватутину выглядят немым укором и требуют немедленного сноса — чтобы тут же заменить их безликими тризубами или мемориальными камнями с именами новых героев новой революции.