- В ЦИКе настоящее столпотворение: почти 50 кандидатов готовы бороться за пост Президента в Украине без Крыма. Пока зарегистрированы только 28 претендентов, но это не предел. До 4 апреля надо исправить ошибки в пакете документов и можно смело баллотироваться всем остальным… И не надо смеяться над Рабиновичем или всерьез оценивать шансы Ольги Богомолец: каждому участнику игры «быстрые выборы» отведена своя роль. Между прочим, интересная деталь: львиная доля соискателей булавы — безработные, как Зорян Шкиряк, например. Но теперь у них есть работа, причем хорошо оплачиваемая. Новая должность называется «технический кандидат» и обещает принести неплохие дивиденды в будущем.
- Несложно заметить, что «парад кандидатов» начался сразу после съезда Партии Регионов, который хоть и проходил в закрытом режиме, но все равно показал: ПР по-прежнему влияет на стратегические политические процессы в стране. И самое главное: никто ее не «прессует» и не запрещает, не слышно ни одного протеста с Майдана против участия политсилы, представляющей прошлую «злочынну владу» в выборах главы государства «единой и неделимой». Затих комитет по люстрации, хотя раньше чуть ли не каждый член ПР подлежал этой процедуре. О чем это говорит? О том, что прошел период репрессий против «бело-голубых» — это раз. О том, что ПР необходима новой власти, хотя бы для голосований в Раде, а может и для большего — это два. О том, что регионалы не сходят со сцены, а просто отдыхают за кулисами, и президентские выборы используют как плацдарм. Не для победы, а для реинкарнации. В частности, для укрепления на будущих парламентских выборах, которые не за горами. Судя по всему, ротация «гадюшника ВР» (как изящно выражается Ю. Тимошенко) состоится осенью.
- Но обо всем по порядку. Сначала краткая «справка» об итогах съезда Партии регионов. Не будем описывать сам процесс: все кто хотел, ознакомились с деталями раньше. И смогли отметить две вещи. Во-первых, закрытый режим самого съезда, причем не только для прессы, но и для многих делегатов из регионов. Съезд переносился трижды, и все же согласовать ключевые моменты держатели акций ПР не успели. Поэтому мероприятие отличалось непривычной для регионалов атмосферой: острыми дискуссиями, взаимными обвинениями, внутрипартийными скандалами. Это впервые: раньше внутрипартийные противоречия касались любых других политсил («Батькивщины», СПУ и пр), но вот ПР внешне оставалась монолитом. Теперь этот порог пройден и бело-голубыми.
- Во-вторых, на предвыборном съезде фактически произошел внутрипартийный переворот. После сложной внутривидовой борьбы ПР перешла под контроль Рината Ахметова (финансово) и «старой донецкой гвардии» (идеологически). Это — Ефремов, Колесников, Левченко, Рыбак. На волне Майдана они без труда вернули себе руль самой большой политсилы в Украине. Это означает, что лидерам новой формации вроде Тигипко, не удалось захватить власть в ПР. Хотя для этого и были все основания: «увольнения» Януковича — Азарова, деморализованность старой команды, страх и растерянность нардепов-регионалов. Однако, крах Януковича не стал крахом «донецкой гвардии»: ее представители очень быстро собрались и сориентировались. Они не просто взяли власть, но и дали отпор крылу Фирташа-Левочкина, которых представляют в ПР Бойко и Тигипко. Кстати, Сергей Тигипко после знаменитого мимического движения губами в ответ на идею Вилкула снять все «непроходные» кандидатуры в пользу Добкина, написал в соцсетях: «ПР, как партия для меня перестала существовать». О чем это говорит? О том, что возникла проблема у так называемой «группы РУЕ» (Росукрэнерго Фирташа-Бойко): или мириться с новыми реалиями в партии или создавать новый партийный проект. Учитывая нынешние проблемы Фирташа, это не так-то просто. Да и раскрутить новую силу нет времени, поэтому так отчаянно боролись за сохранение влияния в ПР и Бойко и Тигипко. Сергей Леонидович дважды пытался переубедить политсовет ПР сделать на него ставку, но съезд 315 голосами поддержал экс-харьковского губернатора Добкина. Хотя интрига и сохранялась до последнего: накануне съезда всерьез обсуждался вопрос «никого не выдвигать», а в мае поддержать того кандидата, который по ходу набирает больше всего голосов.
- Тем не менее, обновленная ПР сделала ставку на «федералиста» Добкина — как официальную президентскую кандидатуру.
- Означат ли это, что Добкин будет представлять интересы Юго-Востока и соберет там высокий урожай голосов? Определенно нет: не факт что его и в родном Харькове-то поддержат. Не говоря уж о Донецке и Луганске, где Добкина никто и не знает. То есть, ПР не выставила кандидата от Юго-Востока, чтобы собрать 8-9 миллионов голосов, и вправду чего-то там выиграть. Это просто имитация участия в выборах: для шантажа расколом и желания федерализировать Восток Украины, который в случае успешной реализации плана перейдет под контроль Ахметова, как сейчас перешла партия.
- Означает ли, что все остальные партийные группировки бело-голубых сдались? Вовсе нет. И тот факт, что штаб Тигипко возглавил сильный управленец Сергей Ларин, до недавнего курировавший в АП региональную политику, говорит о продолжающейся борьбе. Например, несколько делегаций съезда ПР, — Киевская, Одесская, Кировоградская, Черновицкая, — уже заявили о несогласии с официальной точкой зрения съезда и отзывают свои голоса. Надо понимать, они уйдут в актив Тигипко, который если не партию, то свою группу в ВР создаст уж точно. А ведь есть еще и экс-вице-премьер Юрий Бойко, и относительно самостоятельный Царев. Все они нацелены не столько на электоральные битвы, сколько на подпольную работу и внутрипартийные «разборки». Съезд 29 марта показал, что единого лидера у Партии регионов нет, и поэтому сделаны ставки на проходных фаворитов майской гонки: Порошенко и Тимошенко. Согласитесь, не могут же в ПР сразу заявить о поддержке Петра Алексеевича, например. Не УДАР все-таки, чтобы снимать кандидатуру и бездарно сливаться. Тут другая игра — более тонкая и отработанная годами. Заметьте, у ПР четыре официальных выдвиженца и все они идут пока что под сине-белыми знаменами. А ведь есть еще масса технических кандидатов, которые внешне могут быть и не связаны с ПР, но работать на интересы «бело-голубых». Тот же Ринат Кузьмин. Каждый кандидат — это дополнительное количество представителей в избирательных комиссиях. Другими словами, Царев- Добкин- Тигико- Бойко уже насытят ТИКи достаточным количеством «помощников». Надо понимать, что пока еще работает старая исполнительная вертикаль: новая власть просто не успевает отстроить свою, хотя Турчинов и меняет «пачками» глав РДА.
- Огромное количество претендентов (такого Украина еще не знала) — прямое указание на зашкаливающие фальсификации будущих итогов майской президентской кампании. Потому что так комиссии «накачивают» только когда имеют не совсем прозрачные намерения — скажем мягко. Достаточно выявить партийную или бизнес-принадлежность членов ТИК от технических или потешных кандидатов, и все станет предельно ясно. Кто выставил больше всего «симулякров» — тот и заказчик фальсификаций. Еще раз повторю: четыре только официальных региональных кандидата – это уже свидетельство того, у кого под контролем будет четвертая часть всех местных избиркомов. Так что никаких легальных побед, а тем более, успокоения или «сшивания» Украины о будущих выборов 25 мая ждать не приходится: судя по действиям основных игроков. Очевидно, нас ждет два варианта. Либо выборы будут безбожно сфальсифицированы и Украину ждет очередной Майдан (как это было в 2004-м), третий тур и новая Конституция. Либо — выборы будут просто сорваны: в том случае, если один гендерный кандидат будет сильно отставать. Есть и третий вариант: нового президента не признает Юго-Восток, а это почти 10 миллионов избирателей. Я уже не говорю о Крыме, который в этом «президентском цирке» не участвует. И что делать новоизбранному главе государства, против которого 70% граждан? Вот главный вопрос будущих выборов, а не фамилии и рейтинги участников забега имени 25 мая.
Парламент Абхазии на внеочередном заседании принял отставку президента республики Аслана Бжании, пишут...