Предвыборный удар по бизнесу: для чего Зеленский хочет повысить минимальную зарплату?

После нескольких месяцев полноценного строгого карантина президент Владимир Зеленский заговорил о повышении минимальной заработной платы в Украине. На первый взгляд инициатива выглядит запоздалой. Это как в случае с помощью населению в начале карантина: пока большинство стран Европы и мира готовили для своих граждан прямые безвозмездные пособия в общей сумме на десятки миллиардов долларов, наше правительство и парламент лишь спустя месяц сподобились на перераспределения бюджета и создали антикризисный фонд лишь на несколько миллиардов долларов, да и то без четкой структуры его расходов. С идеей повысить минимальную зарплату похожая ситуация. Инициативу планируют не в разгар кризиса, а во время оживления экономики после строгих ограничений. Это подсказывает, что у правительства и президента здесь не социальные мотивы, а холодный расчет.

Еще один поход в супермаркет

В конце июня Офис президента Украины возвестил громкую новость: Кабинет министров разработал предварительный график, по которому в Украине будет расти минимальная заработная плата и будет это не с начала нового года, а уже с 1 сентября. По замыслу чиновников минималка в Украине будет расти так:

— с 1 сентября – до 5 000 гривен;

— с 1 января 2021 года – до 6 000 гривен;

— с 1 июля 2021 года – до 6 500 гривен.

Этот график воодушевил президента: «Выглядит вполне реалистично. Рад, что это возможно реализовать за год. Благосостояние украинцев – главный показатель нашей эффективности», – подчеркнул Владимир Зеленский. Но ничего сверхъестественного в этом нет, а связывать повышение минимальной зарплаты с ростом благосостояния рядовых граждан не совсем корректно.

На сегодняшний день минимальная заработная плата в Украине составляет 4 723 гривны. Если следовать графику, который просчитали премьер Шмыгаль и министр финансов Марченко и которым восхитился Зеленский, то с 1 сентября минималка может вырасти на 277 гривен, или 10,2 доллара США, или 5,9 %, с 1 января – на 1000 гривен ($ 36,8, 20 %), с 1 июля – на 500 гривен ($ 18,4, 8,3 %).

Размер повышения, запланированный на сентябрь, сравним с уровнем инфляции. Госстат сообщал, что за первый квартал 2020 года проживающие в Украине граждане потратили на покупку продуктов питания и безалкогольных напитков 293 миллиарда 134 миллиона гривен. Если разделить эти траты на количество людей, находящихся в Украине по последней оценке населения (37,289 миллионов человек), то получится, что на каждого в месяц приходится 2 620 гривен, то есть 87 гривен в день. Получается, что Зеленский и компания своим повышением минималки хотят подарить своему согражданину еще один поход в магазин. 277 гривен хватит примерно на один скромный поход в магазин за продуктами на семью из трех человек.

«Это всего лишь 10-11 долларов надбавки. Это несущественно. Если бы говорили о 40-50 долларах… Сугубо предвыборное обещание, не имеющие никаких связей с состоянием экономики и финансовой системы, с курсом гривны, – говорит политолог Валентин Гайдай. – Обещать повышение зарплаты не совсем компетенция президента. Как-то ему надо, наконец, остепениться и выбрать, кого он играет – Зеленского или Голобородько. Когда спрашивают у него про финансовую, экономическую политику, он открещивается, что это не компетенция президента. Зарплаты – это компетенция правительства. Пусть Шмыгаль и обещает повышение зарплаты».

Внимание, оказанное главой государства минимальной заработной плате в Украине, действительно, доказывает, что это предвыборный ход. Только в какую сторону он сыграет – положительную для власти или негативную, пока неизвестно.

«Это будут деньги работодателей»

Чтобы повысить минимальную заработную плату, необходимо вносить изменения в государственный бюджет Украины на текущий год. Делать это можно по итогам каждого квартала. Второй квартал закончился с июнем, а это значит, что если власти хотят повышать минималку в сентябре, то должны внести соответствующие правки на рассмотрение Верховной Рады в первые две недели июля. Но такого проекта в парламенте нет, что говорит о несерьезности инициативы. Эксперты в большинстве связывают такие заявления с тем, что менее чем через четыре месяца в Украине должны пройти местные выборы.

«Если был бы рост экономики, появились дополнительные доходы, то увеличение минимальной зарплаты можно было бы понять. Но это будет снова-таки политическая игра, – говорит эксперт по социальным вопросам Андрей Павловский. – Перед местными выборами надо показать, что правительство беспокоится о трудящихся, пенсионерах. Я даже не исключаю, что Зеленский повторит опыт Порошенко, когда за месяц до первого тура президентских выборов 2019 года выплатили “Петину тысячу”. Сейчас может быть “тысяча Зеленского” перед местными выборами. То же самое будет с минимальной заработной платой, хотя экономических предпосылок к этому нет. Это будет чисто административный акт».

«Сугубо популистское заявление перед местными выборами, чтобы заработать балы перед малоимущим электоратом, – подтверждает версию политолог Валентин Гайдай. – Таких у нас очень много. Карантин дал свои плоды. У многих закончились или существенно снизились за период трехмесячного простоя сбережения. Понятно, что идут местные выборы, и им хочется бросить косточку избирателю в виде повышения минимальной зарплаты».

Характерно, что такое предвыборное обещание, если и будет выполнено, то не будет стоить государству больших средств. В середине мая, когда еще продолжался жесткий карантин, в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект № 3482 авторства народных депутатов фракции «Батькивщина» во главе с Юлией Тимошенко. Там традиционно для этой политсилы предлагаются шаги, намного революционнее, чем заявляет сейчас власть. Это повысить минимальную зарплату с 1 июля до 5 238 гривен, а с 1 октября – до 5 359 гривен. Уже в разгаре июль, а этот документ так и остался в парламенте «на ознакомлении». Но в пояснительной записке депутаты посчитали, что повышение, которое они предложили, потянет за собой дополнительные расходы бюджета в 2 126 726 600 гривен в месяц, проще говоря, в 2,1 миллиарда гривен. Грубый подсчет подсказывает, что сентябрьское повышение, предложенное Зеленским и компанией, будет стоить бюджету в два раза меньше – 1 143 401 398 гривен в месяц, то есть 1,1 миллиард гривен. Эти средства государство может найти. Очевидно, что дальнейшее, более существенное повышение минималки реализовать будет сложней.

Но политики, когда говорят о повышении минимальных социальных стандартов, прибегают к большой манипуляции, потому что минимальный стандарт не создан для того, чтобы на него жить в действительности, а для того, чтобы считать по нему различные выплаты, и окладами бюджетников этот подсчет не ограничивается. Как показывает структура и объем расходов населения, на 4 723 гривны долго не протянешь. Минимальная заработная плата, в нашем случаем, служит базой для начисления налогов и штрафов, поэтому повышая ее, правительство получит больше не расходов, а доходов, причем в разы, а то и десятки раз.

«У нас увеличится не столько минимальная зарплата, сколько базовый показатель, от которого рассчитываются многие другие социальные показатели, например, в части выплаты ЕСВ физическими лицами-предпринимателями. К минимальной зарплате даже привязан взнос за регистрацию политической партии. Регистрация партии станет еще дороже, хотя в Украине и так этим особо никто не занимается, все просто перекупают документы старых партий и переименовуют, но тем не менее. Поднятие минимальной заработной платы не увеличит реальные доходы граждан, а для некоторых категорий граждан, в частности для ФЛП это будет дополнительным налоговым бременем, что сыграет им в минус», – рассказывает политолог Денис Гаевский.

«Для госбюджета повышение минимальной зарплаты не будет таким болезненным, – говорит ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований НАН Украины Лидия Ткаченко. – Минимальную зарплату они обязаны обеспечить из госбюджета, из местных бюджетов должны обеспечить только по отношению к своим работникам, а основная часть зарплат платится из небюджетных организаций. Это будут деньги работодателей».

Авторы законопроекта № 3483 говорят, что если за месяц просчитанное ими повышение минималки принесет бюджетных расходов в 2,1 миллиард гривен, то за тот же месяц поступления в сводный бюджет и фонды общеобязательного государственного социального страхования увеличатся на 44,8 миллиардов гривен. То есть поступления будут более чем в 21 раз больше. Естественно, что если растет минималка, то растут и отчисления по налогам – ЕСВ, НДФЛ и военному сбору. Повышение минималки уже не выглядит чисто социальной инициативой, а больше желанием сбалансировать бюджет в контексте экономического кризиса, в том числе связанного с карантином.

«Мы должны понимать, что это голый расчет, – утверждает аналитик, глава Центра анализа и стратегий Игорь Чаленко. – Хочу напомнить, что власть сняла, например, с ФЛП необходимость платить ЕСВ на протяжении трех карантинных месяцев. Соответственно недополучения по этой статье в бюджет увеличились. Мы имеем сегодня проблемы, и это накладывается с точки зрения того, что дефицит Пенсионного фонда увеличили еще на 30 миллиардов гривен. Поднятие минимальной зарплаты ведет за собой и поднятие всех этих выплат со стороны людей, поднятие налогов. Очевидно, здесь решили пойти путем предшественников, путем еще премьер-министра Гройсмана, который в свое время таким маневром, подняв минимальную зарплату до уровня 3 200, решил закрыть вопрос по доходам от ЕСВ, но у него не очень это получилось».

Повышение минимальной зарплаты также может положительно сказаться на доходах не только центрального, но и местных бюджетов.

«Анонсировали рост, чтобы собрать больше налогов в тот же Пенсионный фонд и в те же местные бюджеты, – говорит экономист Всеволод Степанюк. – Налог на зарплату является основой формирования местных бюджетов. Они не думают о том, что это повысит общий уровень средней зарплаты по стране, и им придется в следующем году индексировать пенсии и другие социальные платежи. Им, как говорится, лишь бы эти выборы продержаться. Я не думаю, что люди воспринимают повышение минималки, как какое-то благо. Все понимают, что это делается для увеличения налоговых выплат. Основным, кто пострадает, будут частные предприниматели. Они вынуждены платить и налог на доходы и ЕСВ, хотя часто они не имеют даже таких ежемесячных доходов».

«Мы видим, что поднятие до 6 тысяч, до 6,5 тысяч не имеет никакого отношения к экономическим реалиям, – говорит Игорь Чаленко. – Мы вспоминаем, что по последним прогнозам МВФ падение экономики будет 8,2 % в 2020 году. То есть соответственно повышение минимальной зарплаты наоборот ударит по гражданам. У нас треть активного населения работает, получая минимальную зарплату, остальное они получают в конвертах – минимизация налогового обложения. Таким образом, хотят больше денег привлечь в бюджет, вот и все. Хотя под выборы могут сказать и не 5 тысяч, а 6 тысяч, вот мы решили, мы передумали, давайте сделаем 6 тысяч. Но опять-таки, кто будет эти деньги платить? Если мы говорим о бюджетниках, то надо в защищенных статьях бюджета увеличивать финансирование. Для государства это будет порядка 15-20 миллиардов гривен, не больше. Но если мы говорим вообще об экономике, это вопросы конкретно к бизнесу».

На начало текущего года, по данным профильного министерства, присутствие государства в экономике составило 12,2 %. Эта цифра сокращается из года в год. Это означает, что нагрузка по увеличению минимальной зарплаты в большинстве своем ложится на бизнес. Работодатель не может заплатить меньше этого показателя, иначе последуют штрафные санкции. Но бизнес в Украине, особенно после карантина, который еще не завершен, чувствует себя не лучшим образом. Только в апреле-мае падение промышленного производства было зафиксировано на уровне 12-16 % по сравнению с аналогичными месяцами прошлого года. При таких показателях повышать отчисления в бюджет довольно странно. Кто думает, что так этим работодателям и надо, глубоко ошибается. Повышение минималки может сказаться таким образом, что сотрудник не получит к окладу надбавки, доплаты или премии. Так будет вынужден поступать работодатель, а то и вовсе сокращать персонал. Какая-то иллюзорная выгода от повышения минималки может быть только для бюджетников, но для этого государству тоже надо найти деньги, а об этих источниках финансирования не распространялись. Среди версий – транш, который недавно зашел в бюджет от МВФ, и эмиссия.

«Откуда брать деньги? У нас не запланировано до конца года повышение минимальной зарплаты, – говорит Валентин Гайдай. – Речь идет о так называемой индексации зарплат вместе с тем и пенсий, других социальных выплат. Скорей всего, осенью будет девальвация гривны. Вернее, ползучая девальвация продолжается и так, и осенью есть все основания к тому, что она может усугубиться. Я не исключаю, что средства найдут, но путем включения станка и печатания купюр, путем дальнейшего обесценивания гривны».

Девальвация гривны наблюдалась при событиях прошлой недели после того, как уже бывший глава Национального банка Украины Яков Смолий подал в отставку. Ситуация пробудила спекулянтов, которые активизировались в этот период на фоне новостей в СМИ. Вряд ли ослабление гривны продолжится, но нельзя ничего исключать, а само повышение минимальной заработной платы вряд ли станет существенным средством для смягчения обесценивания национальной валюты и роста цен.

Опыт Гройсмана и слова Зеленского

Эксперты считают, что повышать минимальную зарплату нужно, но делать это следует своевременно, грамотно и целесообразно, тщательно все продумав.

«Когда рабочая сила дешевая, настолько дешевая, что у работодателя даже нет малейшей мысли о том, чтобы люди работали в более-менее нормальных условиях, когда люди соглашаются работать за такую низкую зарплату, это очень страшно. Главная причина нашей бедности в таком бесчеловечном отношении, что гораздо меньше людей хотят работать. Зарплата – это мотивация работы», – говорит Лидия Ткаченко.

Государство должно не щеголять дешевой рабочей силой, а наоборот выступать эталоном и задавать уровень оплаты труда.

«Единственное, что проводит наша власть в плане привлечения инвесторов, это политику низких доходов населения, – говорит Всеволод Степанюк. – Первое доказательство – это уменьшение ЕСВ почти в два раза. Это госполитика. Они говорят – у нас дешевая рабочая сила, вместо того, чтобы сказать: у нас лучшая правоохранительная система, у нас лучшая финансовая система… Общая политика власти – это вытеснение квалифицированной рабочей силы со страны и намеренно низкие оплаты всем остальным. Это видно и по оплате бюджетникам, подавляющее большинство которых получает меньше 10 тысяч гривен в месяц. А в рыночной экономике именно государство должно выступать индикатором зарплаты».

Статистика свидетельствует, что на 1 июня задолженность по зарплате за месяц выросла на 4,9 %. На экономически активных предприятиях этот рост составил 7,5 %. Львиную долю в этой задолженности, занимают промышленные предприятия. Общая задолженность по зарплате вновь перевалила за 3 миллиарда гривен. Больше всего задолжали работникам в Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Киевской, Луганской, Сумской, Харьковской областях и в городе Киеве. В мае 2020 года средняя заработная плата штатного сотрудника составила 10 542 гривны ($ 388). Это на 1,1 % больше по сравнению с апрелем, на 3 % больше по сравнению с маем 2019 года, но на 14 % меньше, чем в декабре 2019 года.

Громкий опыт повышения минимальной зарплаты в Украине был не так давно. В 2016 году правительство Владимира Гройсмана запланировало, а в 2017 году реализовало знаменитое повышение минимальной зарплаты в два раза – с 1 600 гривен до 3 200. Тогда это было сделано после нескольких лет тяжелого экономического кризиса, двукратного падения ВВП и катастрофической девальвации гривны, но все равно не принесло ощутимого эффекта – люди богаче не стали.

«Он повысил минимальную зарплату в условиях почти четырехкратной девальвации гривны в Украине. То есть после его повышения все равно минимальная зарплата по покупательной способности значительно ниже, чем была в 2013 году. Тогда она была больше 200 долларов, после повышения – где-то 150 долларов. Он ее повысил, но все равно она оказалась меньше, чем до событий 2013-14 года», – говорит Всеволод Степанюк.

Кроме того, повышение проведенное правительством Гройсмана негативно сказалось на местах. На это наслоились условия децентрализации, что ударило по социальной инфраструктуре.

«Гройсман шел этой дорогой, поднимая минимальную зарплату без повышения продуктивности труда, что в конечном итоге сказывалось и на инфляции, – говорит Денис Гаевский. – Имел место такой факт, когда бюджет каждого отдельного учреждения социальной инфраструктуры – школы, больницы и так далее – у них есть определенная сумма денег, расписанная на год, но в связи с тем, что повышается минимальная зарплата, приходится пересматривать бюджеты и кого-то переводить на полставки, на 75 % ставки и так далее. На увеличении реальных доходов населения повышение минимальной зарплаты не скажется, наоборот все это внесет свою лепту в раскрутку инфляции, а в частности для самозанятых придется платить больше в виде налогов».

Характерно, что в последние дни работы в правительстве Гройсман заявлял, что считает реальным повышение минимальной зарплаты до 5,5 тысяч гривен. Еще раньше перед президентскими выборами 2019 года экс-премьер бахвалился, что считает реальным повышение минималки до 300 долларов (около 8 тысяч гривен). Прошел год, при президенте Зеленском работает уже второй его премьер, а минимальная зарплата до сих пор ниже 5 тысяч гривен. Это говорит о том, что многие повышения так и остаются только в словах и в идеях. Тогда это действительно предвыборное обещание, и в случае с инициативой Зеленского, скорей всего, это так и есть. Если реализовывать повышение минималки, то можно получить обратный эффект – волну возмущений бизнеса и самозанятого населения, которые еще не оправились от весеннего карантина. С другой стороны, повышение минимальной зарплаты позволит сформировать финансовый ресурс для раздачи денег малозащищенным слоям населения (пенсионерам, льготникам) аккурат перед выборами 25 октября. А это именно те люди, которые составляют основной электорат любой власти. Поэтому такая инициатива, действительно, выглядит как предвыборная.

В завершение сопоставим цели, преследуемые президентом и правительством, и проанализированные нами составляющие и факторы. С одной стороны – желание заработать балы перед выборами, аккумулировать ресурс для выплат или сгладить негативный экономический эффект, пополнить и сбалансировать бюджет во время кризиса на фоне прогнозов падения ВВП от 4,8 % (Кабмин) до 8,2 % (МВФ). С другой стороны – увеличение налогового давления на бизнес, инфляция, риск девальвации гривны, сокращение или перевод работников на неполную ставку в учреждениях социальной сферы, банкротство и остановка предприятий. Теперь слова Зеленского о том, что «благосостояние украинцев – главный показатель нашей эффективности» уже не выглядят столь просто и однозначно.

Читайте также по теме