Сегодня стало официально известно о том, что один из крупнейших украинских авиаперевозчиков – компания «Аэросвит» объявила о своем банкротстве. Таким образом, фактически компания снимает с себя обязательства не только по обслуживанию пассажиров внутренних и международных рейсов, но и по выплате задолженности перед аэропортами и техническими службами. Ситуация развивается стремительно: сначала появилась информация об отмене регулярных рейсов из аэропорта Бен-Гуриона (Тель-Авив), затем практически сразу пришли сообщения об отказе приема бортов «Аэросвита» киевским аэропортом «Борисполь» и, наконец, после этого были распространены данные о передаче собственных направлений компании Международным авиалиниям Украины (МАУ). Как отмечают эксперты, все три обстоятельства могут быть чреваты одним: страну ждет передел рынка авиационных услуг.
Сразу следует оговориться. Рассмотрение дела о банкротстве в подготовительном режиме Административно-хозяйственный суд Киевской области назначил на 23 января нынешнего года. В случае положительного решения на все долги «Аэросвита» будет наложен мораторий. «Должник не может рассчитаться со всеми кредиторами одновременно», — говорится в судебном постановлении. Однако, уже по состоянию на сегодня авиакомпания переоформила на МАУ все рейсы летнего расписания по маршрутам Киев-Афины, Киев-Ларнака, Киев-Прага, Киев-Варшава, Киев-Ереван и Киев-Баку — именно на этих рейсах «Аэросвит» являлся фактическим украинским монополистом. Любопытно, что передача рейсов была осуществлена без необходимого в таком случае проведения Государственной авиационной службой Украины открытого конкурса. Именно это обстоятельство заставляет скептиков открыто говорить о невозможности конкурентного присутствия на соответствующем рынке так называемых «независимых игроков», включая, например, компании WizzAir и Ютэйр-Украина – побороться за новые «перспективные» направления им, таким образом, не удастся.
Впрочем, пресловутого передела рынка авиатранспорта при худшем для «Аэросвита» сценарии, Украине все же, похоже, не избежать. «Логично предположить, что когда освобождается какая-то определенная часть этого рынка, появляются новые возможности, целый ряд компаний будут пытаться их освоить, — подчеркнул ГолосUA исполнительный директор Центра социально-экономических исследований Дмитрий Боярчук. – Этот процесс «заполнения пустоты» и можно назвать соответствующим переделом, ведь свято место пусто не бывает».
Что произойдет в этой сфере в ближайшем будущем, покажет время. А сегодня по-прежнему остается непонятной система функционирования уже проданных билетов на бывшие рейсы «Аэросвита», и именно это обстоятельство наверняка больно ударит по среднестатистическому пассажиру. У многих на слуху события в бориспольском терминале B, когда пассажиры рейса этой компании на Бангкок устроили настоящий бунт. По свидетельствам очевидцев, ни об отмене, ни о задержке самолета никто предварительно не сообщал; люди были вынуждены провести в аэропорту 13 часов. На все вопросы представитель перевозчика отвечал, что «компания давно банкрот», «сотрудники уволены» и «зачем вы вообще покупаете билеты, обращайтесь к своим туроператорам за компенсацией». Не менее драматичная история приключилась накануне новогодних праздников в Минске, когда после разрыва отношений с «должником-Аэросвитом» белорусские перевозчики наотрез отказались пускать в самолет лиц, приобретавших билеты на рейс до Киева. Позже потерпевшим сообщили, что компания «Белавиа» готова задержать вылет, если они приобретут новые билеты. В подобной ситуации едва не оказался и наш коллега Олег П., забронировавший авиабилеты в Тель-Авив. Он совершенно случайно узнал, что из-за банкротства «Аэросвита» возвращаться из Израиля он будет уже рейсом МАУ, который запланирован на более ранее время. «Они (перевозчики, — ред.), должны были, по меньшей мере, предупредить своих пассажиров заранее, — сетует Олег. – Можно лишь представить себе ситуацию, когда опоздавший на «перенесенный» рейс человеку предлагают купить новые билеты. А если он отпускник, истративший в чужой стране все деньги?».
Кстати, специалисты уже дали правовую оценку подобному положению вещей. «Пассажиру, согласно Закону о защите прав потребителей, — должна быть выплачена компенсация, пропорциональная стоимости приобретенного билета, — сказал ГолосUA известный украинский юрист Андрей Верба. – И выплачивать такую компенсацию в случае банкротства той же авиакомпании должна ее правопреемница. Тот, кто принял ее обязательства, обязан впоследствии их выполнять. Естественно, это касается и «Аэросвита».
Но вот ведь в чем дело. До окончательного судебного решения о признании «Аэросвита» банкротом он вряд ли будет распоряжаться своими активами. Кстати, по официальным сообщениям, на данный момент общая балансовая стоимость активов предприятия составляет 1,467 миллиардов гривен; общий же долг структуры, по самым скромным подсчетам, оценивается в 4,270 млрд.
В то же время пресс-служба «Аэросвита» отрицает информацию о банкротстве авиакомпании. В распространенном для журналистов заявлении указано, в частности, что структура «не останавливает оперирование и продолжит работу с контрагентами». «Все процедуры обеспечения деятельности компании, включая безопасность полетов, выполняются в полном объеме», — говорится в документе. Более того, согласно появившейся информации, структуре удалось урегулировать проблемы с «Борисполем». Возникает вполне логичный вопрос – зачем вообще же тогда продолжать судебную процедуру банкротства?